Россия намерена отказаться от соглашений, наносящих ей экономический ущерб и заключённых ранее для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом 25 августа при полной поддержке премьер-министра объявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании президиума правительства.
«Россия намерена уведомить ряд своих партнеров по ВТО о выходе из соглашений, противоречащих её интересам», — заявил Шувалов. При этом он пообещал, что к этим «вредным» соглашениям и обязательствам можно будет вновь вернуться, но лишь только после того, как факт присоединения России к этой организации уже свершится.
«Это разумно», — тут же одобрил Путин идею Шувалова. Все обязательства, принятые на себя Россией в ходе переговорного процесса, Россия до сих пор неукоснительно исполняла, но страна так до сих пор и не получила членства в организации, а экономика-то страдает, посетовал премьер.
«Получается, что никаких плюсов от членства мы не видим и не чувствуем, если они вообще там есть, а нагрузку несём», — заявил глава кабинета.
О каких именно соглашениях идет речь, он не уточнил, лишь выделив в числе отраслей, «несущих достаточно большую нагрузку», сельское хозяйство. Позже Шувалов сообщил, что список документов, подлежащих заморозке до вступления России в ВТО, уже проработан Минэкономразвития. Но, «поскольку это переговорная позиция, не стоит этот список оглашать», пояснил он.
«В основном неравноправные соглашения касаются мясного рынка России, в частности, рынка куриного мяса»,
— говорит руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Россия пошла на невыгодные условия доступа, выделив США более 74% квот на мясо птицы. В результате сейчас на рынке присутствует избыточный объем товара и избыточный объем продукции из США, — говорит он. — Российским производителям это не выгодно: цены на мясо птицы на российском рынке неоправданно низкие, тогда как себестоимость производства росла весь последний год».
Так Россия ответила на угрозы США перекрыть нам путь в ВТО за войну в Южной Осетии.
25 августа немецкий еженедельник «Шпигель» опубликовал интервью министра торговли США Карлоса Гутьерреса, где тот прямо заявил, что действия российских войск на территории Грузии ставят под угрозу членство России в «большой восьмерке» и ее вступление в ВТО. «До сих пор США были проводником России на пути ее интеграции в мировое сообщество. Россию приняли в группу восьми промышленно развитых держав, и США поддерживали ее заявку на вступление в ВТО. Теперь все это под угрозой», — сказал министр. Впрочем, он пояснил, что о резких движениях со стороны мирового сообщества речь не идет, но российскому правительству, по его словам, стоит подумать о своих интересах.
Путин последовал этому совету. «США прозрачно намекнули, что в ответ на политику Москвы заморозят процесс вступления России в ВТО, — рассуждает начальник отдела аналитики УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин. — Так какой смысл России соблюдать достигнутые договорённости, если в ВТО её принимать пока не собираются?»
При этом Россия, заморозив соглашения, и, как, очевидно, следует понимать, процесс вступления в ВТО, мало чем рискует. «Не думаю, что данное решение серьезно повлияет на российскую макроэкономику, — оценивает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — В основе экономической модели России сырьевой экспорт, который не регулируется нормами ВТО». Конечно, при этом эксперты признают, что, в принципе, в перспективе членство в ВТО — благо для нашей экономики и своим отказом от договоренностей мы откатываемся на несколько лет назад. Но все дело в том, что все эти плюсы были лишь гипотетическими.
«Во время переговоров России часто ставили неприемлемые требования, — вспоминает Разуваев. — И,
если бы Запад хотел реальной интеграции России в мировое хозяйство, Россия давно бы вступила в эту организацию».
«Ещё до начала военного конфликта на Кавказе шансы на наше вступление в ВТО были весьма призрачными, например, потому что американцы отказываются отменять поправку Джексона — Вэника, — отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Кроме того, в ВТО уже вступила Украина, что означало бы сложные переговоры России с этой страной. Да и Грузия еще до войны не хотела давать добро на вступление России. А с началом конфликта наши шансы на членство в ВТО и вовсе стали стремиться к нулю».
Теперь мы даём понять, что нам самим ВТО не очень-то и нужно. «Вступление в ВТО долгое время для нас было приоритетом, однако нынешнее заявление Владимира Путина о возможном замораживании соглашений ясно даёт понять, что теперь вхождение России во Всемирную торговую организацию приоритетом для нашей страны быть перестаёт», — говорит Макаркин.
Решение правительства о заморозке соглашений вместе с остальными политическими событиями дня — обращением Госдумы и Совета федерации к президенту с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии — привело на фоне внешнего негатива к очередному падению российского фондового рынка. Индекс РТС опустился на 3,17%, до отметки ниже 1650 пунктов.