Новые нормы и правила, которые разрешают использовать при приготовлении пищевых продуктов из «мяса птицы и убойных животных» только охлажденное мясо, уже готовятся к введению, сообщил в пятницу глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Таким образом, будет невозможно использовать сырье, «неограниченно долго хранящееся в замороженном виде», пояснил он.
Нововведение главный санитарный врач страны объяснил заботой о здоровье россиян. Он сослался на некие научные данные о том, что
использование в производстве полуфабрикатов замороженного мяса оказывает на человеческий организм «выраженное негативное воздействие». Особенно от этого страдают дети, беременные и кормящие женщины, заметил Онищенко.
Ради сохранения здоровья нации производителям мясной продукции придется сильно поднапрячься, признал глава Роспотребнадзора: «Введение новых санитарно-эпидемиологических норм и правил, о которых я сказал, потребует от российских производителей мяса серьезных изменений в организации производства и реализации мясных продуктов».
Это уже не первая мера, направленная на борьбу с замороженным мясом. Предложение Геннадия Онищенко аналогично другой инициативе – техническому регламенту Росптицесоюза, отраслевой ассоциации, объединяющей птицеводов. Документ, опубликованный 30 апреля, содержит требования по безопасности к мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту. Он также предусматривает запрет на использование «сырья в замороженном и глубокозамороженном состоянии».
«Хочется верить, что все эти инициативы ставят целью защиту российского производителя, чтобы дешевый замороженный импорт не заменял отечественную продукцию», — говорит генеральный директор ОАО «Куриное царство» Ирина Рухадзе.
Но запрет больно ударит и по российским производителям. «В связи с переходом на охлажденное мясо главная проблема будет связана с техническим перевооружением тех производителей, которые до этого ориентировались на замороженное мясо,
— говорит председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян. — Некоторые сложности возникнут и у поставщиков сырья, к примеру, мяса птицы, свинины. Им придется транспортировать не замороженное сырье при температуре --20, а охлажденное при +5...— 8». Впрочем, подобная транспортировка обходится дешевле, замечает он. Да и сама заморозка мяса — более дорогой процесс, чем охлаждение.
Тем не менее
переход на охлажденное мясо потребует существенных инвестиций в модернизацию производства, изменит саму модель бизнеса не только на первичном рынке, но и в торговых сетях,
добавляет аналитик по ритейлу ИК «Финам» Сергей Фильченков. «При этом чешские и польские производители и поставщики замороженного мяса (Milos Krecek KK, EWPOL, HERSAN и пр.), скорее всего, смогут быстро перестроиться, — предполагает начальник отдела конверсионных операций Русского банка развития Игорь Шибанов. — А что будет с нашими производителями — вопрос».
«Почему к российским производителям надо было относиться как к импортерам? — недоумевает Рухадзе. — У нас замороженные и охлажденные продукты находятся в одной питательной категории. Мне еще никто доступно не объяснил, в чем выражается негативное воздействие от использования замороженного мяса».
Мамиконян полагает, что Онищенко имел в виду многочисленные жалобы переработчиков на недоброкачественные куски замороженного мяса, выявляющегося при первичном контроле.
Но, как объяснила Рухадзе, в «Курином царстве», например, применяется шоковая заморозка, которая позволяет сохранить все питательные свойства продукта, мясо сохраняет цвет и остается мягким после размораживания. Это технология достигается на специальном оборудовании, соответствующем лучшим мировым стандартам, настаивают в компании.
К тому же доставка охлажденного сырья в ряд российских регионов будет просто невозможна, приводят другой аргумент производители.
«У охлажденного мяса срок хранения около двух дней, а собственных птицеводческих фабрик, например, на Дальнем Востоке нет. Как Онищенко собирается доставлять туда мясо?»
— возмущается представитель одного из крупных предприятий.
Это может привести к тому, что «розничная сеть продолжит покупать замороженное мясо, но станет размораживать его на месте, дабы придать ему вид «охлаждённого» и продавать его по завышенным ценам», говорит Шибанов. «А если всё будет по закону, то всем придётся перестраиваться — и производителям, и транспортникам, и оптовикам, и рознице», — констатирует он. Это может вызвать рост цен на мясо вообще на 20–30%, полагает эксперт. Если же переход на новые технологии затянется, то будет ощущаться недостаток в поставках продукции, добавляет Мамиконян.
Если учесть, что с сентября товары в продовольственных магазинах и так подорожали минимум в полтора раза, новые «полезные» мясные продукты окажутся многим покупателям просто не по карману.