«Как в Евросоюзе, так и в России в марте 2008 года отмечалось увеличение темпов прироста цен на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем», — сообщает Росстат в докладе об инфляции в первом полугодии 2008 года в России и ЕС.
Наиболее высокий прирост цен с начала текущего года среди стран Евросоюза был отмечен в Финляндии (6,6%), Литве, Латвии и Болгарии (5,2–5,4%).
Менее всего продовольствие подорожало в Великобритании (на 0,4%), Испании (0,5%) и Чешской Республике (на 0,9%). В России же в первом квартале 2008 года темпы прироста цен на продукты питания оказались выше, чем в Евросоюзе: 6,4% против 1,8% (средний показатель по странам ЕС).
При этом в марте 2008 года как в ЕС, так и в России наблюдались схожие тенденции в росте цен на отдельные группы продовольственных товаров, отмечают в Росстате.
Так, в этом месяце больше всего выросли цены на фрукты и овощи.
В среднем в странах ЕС в марте эти продукты подорожали на 1,2% и 0,7% соответственно, в России — на 6,3% и 5%.
Если говорить о первом квартале 2008 года, то рост цен на фрукты в странах ЕС составил 3%. Заметнее всего цены на них выросли на Кипре — на 29,7%, в Болгарии — на 16,5%, в Венгрии, Латвии, Литве, Словакии, Финляндии — на 10,0–14,3%. За аналогичный период в России фрукты подорожали на 14,9%.
Также сильно выросли в марте в цене хлебобулочные изделия и крупы, отмечает Росстат. В среднем в странах ЕС подорожание составило 0,7%. Более всего эти продукты выросли в цене в Литве и Эстонии — на 3,1% и 3,3% соответственно. В Италии, Португалии, Латвии, Болгарии и Швеции — на 1,1–1,6%. В России в марте 2008 года цены на хлебобулочные изделия и крупы увеличились на 3,5%. Если же говорить в целом о первом полугодии 2008 года, то рост цен на хлебобулочные изделия в Евросоюзе составил 2,7%.
За этот же период рост цен в России на хлебобулочные изделия и крупы составил 6,9%.
Причины роста цен на продовольственные товары в России и странах Евросоюза одинаковые, считают аналитики. «Рост цен в целом обусловлен глобальными проблемами удорожания сырья на различных потребительских рынка (молочном, зерновом) в связи с его повышенным потреблением», — объясняет аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. Всеобщий же рост потребления связан с несколькими факторами. «Во-первых, это так называемое несвойственное потребление (т. е. то, которого раньше не было, а теперь появилось — например, потребление молочных продуктов в Индии и Китае), — говорит генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. — Во-вторых, экономический рост в странах СНГ и в ряде стран Южной Америки». Естественно, что такое изменение мирового уровня потребления не могло не сказаться на ценах, считает он.
Однако России не стоит успокаиваться тем фактом, что цены у нас растут так же, как в Европе. Есть одно отличие, которое принципиально меняет картину: в ЕС и России продовольствие занимает разные доли в общей корзине потребления. Так, жители многих стран Западной Европы тратят на продукты питания всего 10–15% своего семейного бюджета. В государствах Восточной Европы, еще не сильно окрепших экономически, данный процент несколько выше. «В структуре расходов населения России расходы на потребительские нужды составляют порядка 70–72%, причём имеют тенденцию к увеличению», — констатирует Фильченков.