В субботу в Токио собрались главы финансовых ведомств и центральных банков стран G7: США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады. Все финансисты мира ждали, что на этой встрече будет объявлено о совместных действиях семи самых развитых стран в борьбе с мировым финансовым кризисом. Однако министры в итоговом коммюнике лишь признали наличие проблемы. Экономика США сможет избежать спада в 2008 году, однако риск этого еще сохраняется, говорится в коммюнике. «Существуют сторонние риски, например, ухудшение рынка жилья в США, ужесточение условий кредитования, высокие цены на нефть и другие продукты, ожидаемый высокий уровень инфляции в ряде стран», — цитирует Reuters итоговый документ.
В этом заявлении не содержится абсолютно ничего нового – о том, что так называемый «мировой финансовый кризис ликвидности» вызван проблемами американской ипотеки, знают все. Нет в заявлении и рецепта борьбы с кризисом.
Например, в коммюнике ничего не сказано о курсах евро, доллара или йены.
Финансовые менеджеры G7 лишь призвали Китай как можно скорее установить эффективный курс обмена юаня. Однако об этом мировые финансисты просят Китай уже давно, и к нынешнему кризису эта проблема не имеет никакого отношения. Обвинили министры финансов и валютных спекулянтов – они отметили, что хаотические изменения на валютном рынке Forex мешают экономическому росту.
Серьезное обвинение министры высказали в адрес стран-экспортеров нефти. В коммюнике сказано, что они должны увеличить добычу сырья, поскольку цена на нефть в начале года уже превышала $100 за баррель, а сейчас колеблется около отметки в $90.
Аналитик «КИТ Финанс» Константин Черепанов считает, что такие требования к ОПЕК необоснованны. «Кризис в США вызван финансовым сектором, а не высокими ценами на нефть, к которым экономика США хорошо адаптировалась, – заявил эксперт «Газете.Ru». — В ОПЕК это прекрасно понимают и пренебрегать своими интересами в угоду США не будут».
Тем более, что позиции картеля сейчас сильнее, чем у США, объясняет эксперт.
Начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин согласен с коллегой: «Сама по себе идея регулировать цены на нефть – это пустая идея. Да и с чего бы это ценам на нефть падать? Пока есть спрос, цена предложения падать не будет. Даже если теоретически цены на нефть снизятся, то на мировой финансовый кризис это никак не повлияет. Или повлияет незначительно».
Поэтому, похоже, развитые страны пока собираются бороться с кризисом самостоятельно. Например, в пятницу конгресс США одобрил пакет инициатив стоимостью $168 млрд для стимулирования экономики. «Газета.Ru» уже писала, что американское правительство решило раздать деньги населению для того, чтобы граждане смогли погасить долги по ипотеке. Например, одинокие американцы в зависимости от уровня дохода смогут получить от $300 до $600. Семейная пара может рассчитывать на $1200 плюс по $300 на каждого ребенка. Однако эксперты сомневаются, что такие разовые выплаты смогут решить проблему и, тем более, остановить мировой финансовый кризис.
Судя по всему, масштабных согласованных действий от мировых лидеров сейчас ждать не приходится. Министры финансов G7 в Токио должны были подготовиться к саммиту «большой восьмерки», который состоится в июле на японском острове Хоккайдо; в этой встрече Россия будет принимать полноценное участие. Сейчас в Токио вице-премьер и глава Минфина России Алексей Кудрин участвует в качестве гостя.
Однако финансисты фактически самоустранились, и проблему финансового кризиса придется решать политикам.
В этой ситуации Россия выглядит сейчас не так уж плохо. Нестабильность мирового финансового рынка, связанная с кризисом в системе ипотечного кредитования в США, «практически совсем не скажется на экономическом росте России», заявил в Токио Алексей Кудрин. «В пакетах наших банков не было сабпрайм-кредитов (ипотечных американских кредитов. – «Газета.Ru»). Мы здесь не наблюдаем никаких проблем. Наша финансовая система менее зависит от нынешнего кризиса», — передает ИТАР-ТАСС слова Кудрина. Поэтому, считает министр, Россия сможет компенсировать возможные потери, связанные с оттоком капитала, вызванного этим кризисом, с помощью стабильного золотовалютного резерва.