Налоговая реформа в стране будет продолжаться. Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Госсовета в пятницу, внес сразу несколько предложений на этот счет. Все они касались снижения налогового бремени.
Во-первых, государство намерено стимулировать инвестиции «в развитие человеческого капитала». «Требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан (…) на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений», — заявил Путин. Эти идеи, судя по всему, уже близки к реализации. О готовности освободить от ЕСН отчисления предприятий на медицинское и пенсионное страхование недавно говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.
Второе, что намерено делать государство — «вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики».
Но самым неожиданным стало обещание Путина «стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС».
Эту идею активно продвигал еще бывший премьер Михаил Фрадков. Он предлагал уменьшить НДС до 13%. Однако сопротивление Минфина преодолеть так и не смог. Ведомство Алексея Кудрина доказывало, что снижение налога, обеспечивающего треть налоговых поступлений в бюджет, опасно. Максимум, на что соглашался Минфин, это в среднесрочной перспективе уменьшить налог до 16% с одновременным отказом от льгот. (Ряд продовольственных товаров, товаров для детей, периодических изданий, за исключением тех, которые носят рекламный или эротический характер, а также медицинские товары облагаются ставкой не 18%, как везде, а 10%. — «Газета.Ru».)
Однако в основных направлениях налоговой политики на 2008–2010 годы, представленных Минфином правительству, снижение НДС вообще не нашло отражения.
Теперь Владимир Путин вновь реанимировал идею снижения НДС.
Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович сообщил, что наиболее вероятный уровень, до которого опустят налог, — 12–13%.
«Разговоры идут об утверждении ставки в промежутках от 10 до 16%, в то же время специалисты считают, что снижение НДС с 18 до 14–15% бессмысленно, так как это не изменит административный характер НДС», — пояснил он журналистам после выступления Владимира Путина на заседании Госсовета.
Бизнес, разумеется, такому предложению Путина рад. «Это очень правильная идея, — сказал «Газете.Ru» заместитель председателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. — Снижение НДС – радикальный способ изменить структуру экономики в пользу перерабатывающих отраслей». Он уверен, что высвободившиеся деньги предприятия инвестируют в развитие производства, что обеспечит экономический рост. «По нашим расчетам, снижение ставки НДС до 10% стимулирует прежде всего машиностроение и переработку», — отмечает Беляков.
Однако у экономистов возникают сомнения. «НДС — основной доход бюджета, который не зависит от цен на нефть и газ.
С тем уровнем расходов, который запланирован в трехлетнем бюджете, снижать там нечего – расходы у нас растут, а доходы нет. У нас баланс сводится к нулю уже в 2009 году. Если снижение будет, то расходы придется очень серьезно пересматривать»,
— говорит эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. Мы рискуем вернуться к ситуации 90-х, когда бюджет был с большим дефицитом, предупреждает она.
Тем не менее, считает Беляков, снижая налоговую ставку, «мы расширяем налогооблагаемую базу. Так что потерь может не оказаться». Более того, эксперт убежден, что ждать 2020 года для снижения НДС не стоит.
Лучше пойти на этот шаг для стимулирования промышленности сейчас, пока благоприятная внешняя конъюнктура обеспечивает бюджет хорошими доходами.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин пока осторожничает. «Это наша давняя идея (снижение НДС. — «Газета.Ru»), но она должна быть реализована, когда мы сможем понять, что это не повлияет негативно на сбалансированность бюджета», — заявил Кудрин. А потому «о конкретном годе сейчас еще рано говорить». Но понятно, что на 12 лет будущий премьер Путин вряд ли даст отложить реализацию своей концепции.