Центробанк подготовил и направил в Минфин законопроект, обязывающий аудиторов сообщать регулятору о нарушениях, найденных в деятельности банков. В распоряжении «Газеты.Ru» оказалось письмо в Ассоциацию российских банков (АРБ), в котором ЦБ просит поддержать проект соответствующих поправок в законы «Об аудиторской деятельности», «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации».
Регулятор предлагает закрепить «обязанности аудиторской организации информировать Банк России о выявленных в ходе аудиторской проверки фактах, указывающих на наличие угрозы интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, а также определение перечня такой информации», уточняет ЦБ в письме.
В поправках к закону «О банках и банковской деятельности» ЦБ поясняет, что именно должно быть включено в этот перечень (текст предложенных поправок также имеется в редакции «Газеты.Ru»). Аудиторы должны «информировать о любом факте, полученном ими», если такой факт может привести к «прекращению деятельности кредитных организаций» (включая случаи нарушения «федеральных законов и нормативных актов Банка России») и отказу аудитора выражать свое мнение. Раскрытию также подлежат «факты недобросовестных действий».
А поправки в закон «О Центральном банке» просто наделяют ЦБ правом «запрашивать и получать» у аудиторов «необходимую информацию о деятельности кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов и (или) участников банковских групп, банковских холдингов».
В АРБ идею Банка России не поддержали. «Мы негативно относимся к этому проекту.
Не надо делать аудитора стукачом», — заявил «Газете.Ru» глава АРБ Гарегин Тосунян.
По его словам, АРБ уже подготовила и отправила отрицательный ответ на предложение ЦБ.
В штыки встретили предложение и в Госдуме. Как сообщил «Газете.Ru» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, он уже направил вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину соответствующее письмо. «Разрабатываемые Банком России изменения вызывают у меня серьезные опасения в части их соотнесения с нормами законодательства о банковской, коммерческой и аудиторской тайне», — пишет Резник. Плюс ко всему Резник называет предложение «аутсорсингом контрольных функций Банка России», поскольку аудиторы сами должны будут оценивать деятельность кредитных организаций с точки зрения банковского надзора. К тому же он считает «крайне маловероятным, что в ходе аудиторской проверки будут вскрыты факты, явно и однозначно указывающие на злоупотребления сотрудников кредитной организации, которые могут поставить под сомнение ее дальнейшее существование».
Но главное, отмечает Резник, что
«при крайне малом потенциальном положительном эффекте рассматриваемая инициатива может вызвать практические осложнения в ходе аудиторских проверок, подорвать доверие между аудиторами и их клиентами,
основанное на конфиденциальности их отношений, привести к оттоку клиентов от аудиторов, пользующихся авторитетом на рынке и проявляющих принципиальность при подготовке аудиторских заключений, к аудиторам, склонным к компромиссам в отношениях с клиентами».
Сейчас аудиторы могут сообщать органам федеральной власти об обнаруженных сведениях. «С точки зрения федерального закона информирование федеральных исполнительных властей не является разглашением аудиторской тайны», — уточняет директор аналитического департамента «Вегас-Лекс» Максим Черниговский. Но никто пока не заставляет аудиторов делать это. «Никаких обязательных требований о предоставлении информации в законодательстве нет. Кроме той, что должна содержатся в заключении, доступном всем заинтересованным лицам», — говорит заместитель директора департамента банковского аудита компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Олег Матвеев. Остальные сведения, по его словам, раскрываются только по решению суда.
«Исходя из принципа оказания профессиональных услуг, аудитор не может выступать свидетелем при доказывании вины своего клиента. Он не то что не обязан, он не в праве»,
— говорит Черниговский. По его словам, с точки зрения цивилизованного развития рынка аудиторских услуг предложение ЦБ выглядит странно. «Ситуация будет такова, что если клиент нарушил закон, то аудитор оказывается перед выбором: или самому нарушить закон, или оказаться без клиента», — предупреждает Черниговский.