За 2008–2010 годы российский Минфин выплатит вкладчикам Сбербанка бывшего СССР 210 млрд рублей, сообщило в четверг ведомство Алексея Кудрина. Это больше, чем за 12 предыдущих лет, в течение которых Россия постепенно компенсировала сгоревшие в начале девяностых сбережения. Общая сумма таких вкладов составляла на тот момент 345 млрд советских рублей, включая вклады в Сбербанке, страховые взносы и ценные бумаги СССР и РСФСР.
На 2008 год на эти цели запланировано выделить 56 млрд рублей, деньги получат граждане старше 1954 года рождения, а также все инвалиды I и II групп, лица, имеющие III степень ограничения трудоспособности, и наследники указанных категорий граждан. В 2009 году сумма выплат составит 70 млрд рублей, в 2010 году — 85 млрд рублей.
В результате за три года, по расчетам Минфина, компенсацию получат все российские вкладчики советского Сбербанка.
Цифры, озвученные Минфином, не новы: они заложены в трехлетний бюджет, принятый Госдумой еще осенью прошлого года. По всей видимости, министерство решило напомнить о своей щедрости в ответ на решение нового украинского премьера Юлии Тимошенко резко увеличить компенсационные выплаты по советским вкладам. Она потребовала увеличить заложенную на эти цели в бюджете сумму со $153,4 млн до $3,96 млрд, из которых $1,2 млрд будут выплачены гражданам напрямую, а остальное они получат зачетом коммунальных платежей.
Хотя суммы выплат растут и на Украине, и в России, отмечает генеральный директор центра экономического анализа «Интерфакса» Михаил Матовников, логика у этих процессов разная: «На Украине — предвыборная. В России же выплаты идут давно и по плану». А значительный суммарный рост выплат в ближайшие три года по сравнению с прошедшим десятилетием объясняется демографическими причинами, говорит эксперт: просто больше людей получают право компенсации. Впрочем, старший аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Владимир Рожанковский не видит в действиях российских и украинских властей больших отличий: сообщение Минфина можно поставить в один ряд со всеми многочисленными новостями, рисующими позитивный образ власти, считает эксперт.
Правда, «Тимошенко выполняет предвыборное обещание, не особенно считаясь с бюджетом», замечает Матовников. На Украине обещают по $200 на нос, чего украинский бюджет может не потянуть, признает Рожанковский.
В России же денег хватает.
Конечно, всю сумму утраченного гражданами вернуть нереально. Только с 1991 года по 1996-й из-за галопирующей инфляции вклады обесценились в 6000 раз, то есть на момент начала выплат государство по-хорошему должно было гражданам не 345 млрд рублей, а 2000 трлн рублей.
Матовников дает другую оценку: по его расчетам, общая сумма сгоревших вкладов составляла порядка 40% тогдашнего ВВП, и если задаться целью сохранить эту пропорцию, то выплаты компенсаций составят два бюджета.
Но российское правительство платит немногим более щедро, чем Юлия Тимошенко. По словам начальника отдела организации компенсационных выплат департамента финансовой политики Минфина Галины Лукиной,
за каждую тысячу советских рублей на дату 20 июня 1991 года вкладчик получит две тысячи российских.
Иными словами, за сумму, на которую можно было приобрести в те годы автомобиль, человек сможет купить лишь средний велосипед.