Во вторник президент России Владимир Путин рассказал о том, как он видит развитие России на следующие 12 лет. Свое заявление он сделал на встрече с руководством Совета федерации в Кремле, в которой также участвовал первый вице-премьер и преемник Дмитрий Медведев. Фактически Путин наметил цели для будущих президента и правительства не на один, а сразу на три срока. Во-первых, к 2020 году Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. В том, что так оно и будет, Путин, похоже, не сомневается. «Мы точно эту задачу решим. Мы способны этого достичь и это сделаем», — пообещал глава государства.
Однако это не самоцель. Главное — люди. «От объема экономики будет зависеть возможность государства по решению социальных вопросов», — объяснил президент. «Уже в ближайшие годы мы должны покончить с бедностью среди пенсионеров, подняв средний размер пенсии больше прожиточного минимума. И довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны», — перечислил Путин. Необходимо также развивать действенную поддержку семьи, материнства и детства.
Для реализации поставленных задач потребуется новая социальная политика, содержание которой должно быть гораздо шире, «чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений». «Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов. В конечном счете, на развитие, не просто на сбережение, а на развитие российского народа», — заявил глава государства.
Для конкретного человека это означает, что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь, получить достойное образование, хорошо оплачиваемую работу по специальности, реальную возможность арендовать или купить жилье. А еще, особо подчеркнул президент, по-настоящему массовыми и доступными должны стать занятия спортом, чему будет способствовать Олимпиада-2014.
Это значит, что то, чем занимается сейчас в правительстве Дмитрий Медведев, поднимется на новый уровень. С «повышением» Медведева нацпроекты тоже «повысят» — до статуса государственных программ.
Таким образом, воспринимавшиеся в 2005 году как разовое вливание свалившихся с неба нефтяных денег в проблемные отрасли проекты станут долгосрочными. То ли власть теперь уверена, что снижения цен на нефть не предвидится, то ли рассчитывает на какие-то другие резервы. Один из них Путин уже указал. «Нужно наконец избавиться от стереотипа, что «социалка» — это исключительная вотчина государства», — заметил президент.
В ней должен принимать участие и бизнес. Вероятно, его взнос будет состоять из увеличения налоговой нагрузки,
в частности, единого социального налога, который, как ожидается, вырастет в рамках реформирования пенсионной системы.
Экономические эксперты подтверждают, что средства для превращения проектов в долгосрочные программы найти можно. «На первое время хватит и уже накопленных государством резервов. Но необходимо обеспечить долгосрочный рост бюджетных доходов. Это возможно, если выполнить три условия», — говорит эксперт Центра развития Валерий Миронов. Во-первых, диверсифицировать экономику. Во-вторых, произвести «иммунизацию государственных задолженностей», то есть сделать одинаковой структуру государственных пассивов и активов. И, в-третьих, не вкладываться только в одну отрасль, как это делают сейчас, например, с нанотехнологиями. «Государство должно покупать опционы в разных секторах, потому что непонятно, который из них в итоге «выстрелит», — советует Миронов.
Приоритетные национальные проекты — «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса» — стали главной идеей второго срока президентства Путина. За два года функционирования нацпроектов финансирование «Здоровья» составило 222,45 млрд рублей, на «Образование» направили 78,16 млрд рублей, на «Доступное жилье» — 84,7 млрд рублей, на развитие АПК — 47,326 млрд рублей.
Вложения президент считает успешными. По каждому из нацпроектов выделялись средства, эквивалентные примерно 10% от финансирования отрасли, подсчитал он. «Оказалось, что эти 10% эффективнее заработали, чем 90%. Этих 90% почти не видно, а 10% работают, дают реальный практический результат», — заявил Путин.
Впрочем, далеко не все эксперты согласны с такой оптимистичной оценкой.
«Нельзя сказать, что все деньги, выделенные на нацпроекты, выкинуты на ветер. Но эффективность проектов крайне низкая»,
— считает научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. «Деньги направлялись не туда, куда нужно», — объясняет он. Например, повышение зарплат участковым врачам привело к «оголению» других направлений, поскольку специалисты переходили на должность терапевтов. А для самих участковых повышение зарплат означало увеличение «бумажной» работы. «У них половина времени уходила на заполнение бумажек, а теперь три четверти. Тут на больного некогда взглянуть», — говорит Гонтмахер. То же с грантами для учителей — 1 учитель на 3 школы. Оборудование в больницы также зачастую направлялось не то, которое требовалось, или слишком сложное в обращении, а потому оно простаивает. «Нацпроекты — это смесь пиара правительства с благотворительной деятельностью», — резюмирует Гонтмахер.
Но трансформация проектов в госпрограммы экспертами встречается с одобрением.
Если это будет функционировать по принципу существующих федеральных целевых программ, то вопрос эффективности вложений решится.
«Будет необходимо обоснование цели, обоснование затрат. Будет систематический мониторинг выполнения, — считает Гонтмахер. — Кроме того, у ФЦП есть отработанный механизм софинансирования вместе с бизнесом».
Таким образом, правительство будет обязано регулярно отчитываться о выполнении программ. Так что Медведев-президент будет иметь полное право строго спросить с Путина-премьера о том, насколько успешно продвигается написанный им план.