Главной темой заседания правительства в среду стали траты и доходы государства — Минфин представил отчет об исполнении федерального бюджета за январь--сентябрь 2007 года. Главу правительства Виктора Зубкова порадовали «высокие темпы экономического роста», которые «положительно сказались на доходах бюджетной системы». «Однако, к сожалению, до сих пор не решен ряд ранее выявленных проблем», — посетовал премьер.
Так, растет задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему и федеральный бюджет. «С начала года она увеличилась на 260 млрд руб. Причем 255 из них — по федеральной части», — сообщил Зубков. Всего за январь--сентябрь налоговые доходы составили 3,15 трлн руб. Глава правительства потребовал в «сжатые сроки проанализировать ситуацию» и «определить меры по увеличению поступлений».
Для экспертов столь высокая налоговая задолженность оказалось неожиданностью. «Раньше говорили, что дела с собиранием налогов идут хорошо», — напоминает эксперт Центра фискальной политики Ольга Воронцова. В отчете Минфина за шесть месяцев 2007 года, например, говорилось, что налоговые доходы федерального бюджета на 72,4 млрд руб. (или на 3,7%) больше плановых показателей. И даже «без учета погашения задолженности по налоговым платежам крупнейшего налогоплательщика» — ЮКОСа, заплатившего в бюджет 92,3 млрд рублей, — налоговые доходы были только на 19,8 млрд руб. (на 1%) меньше плановых показателей.
Главный недобор обеспечил налог на добавленную стоимость (НДС), полагает эксперт. «Со сбором НДС всегда есть проблемы», — отмечает Воронцова. Он поступает в федеральный бюджет, поэтому регионы избавлены от недобора. «Для региональных же бюджетов 5 млрд — очень скромная сумма, так как доходы консолидированного бюджета субъектов федерации, включая налоговые и неналоговые, составляют 4,8 трлн руб. Их недобор обеспечил отчасти налог на доходы физлиц (НДФЛ), отчасти — налог на прибыль», — говорит эксперт.
Впрочем, нехватку денег федеральный бюджет не почувствует. Этому «поможет» вторая проблема, уже ставшая традиционной — «неравномерное и недостаточно эффективное использование средств федерального бюджета».
Так, расходы федерального бюджета в 2007 году, по словам главы Минфина вице-премьера Алексея Кудрина, прогнозируются в сумме 5,921 трлн руб., что составит только 90,7% годовых назначений. Неиспользованными, таким образом, останутся более 1 трлн рублей.
«Обычно бюджетополучатели, к которым из-за медлительности и бюрократических причин не поступили деньги в первой половине года, пытаются сделать это в конце. Чтобы деньги не были просто списаны, они стараются забрать их и перевести на счета различных организаций, фондов», — рассказывает главный экономист ФГ «Уралсиб» Владимир Тихомиров. В итоге в конце года происходит огромный приток денег в экономику, что провоцирует инфляцию. «В этом году Кудрин заявил, что не позволит без нужды получать эти деньги. Неизрасходованные средства вернутся в бюджет, где будут учтены как дополнительные доходы», — объясняет он.
В бюджете есть и другие «лишние» деньги — благодаря высоким ценам на нефть профицит бюджета окажется больше запланированного: вместо 1,5 трлн руб. он составит, по оценке Кудрина, более 1,7 трлн руб.
Это больше 7% ВВП, уточнил Кудрин. Эти деньги пойдут в стабфонд: к 1 января 2008 года он дорастет до 3,836 трлн руб.
Туда же, очевидно, поступит и часть неизрасходованного триллиона. Другая его половина — 474 млрд руб., — по словам Кудрина, будет перенесена на следующий год, в том числе 240 млрд руб., которые должны быть направлены на формирование Инвестиционного фонда.
Но главе правительства не нравятся такие методы наращивания государственной «заначки». «Надо серьезно активизировать сам рабочий процесс: для исполнения федерального закона о бюджете и внесенных в Бюджетный кодекс поправок необходимо подготовить около 100 документов. Более того, они должны быть приняты еще в этом году. А до конца года осталось чуть больше месяца», — подгонял министров Зубков. «Хочу напомнить о персональной ответственности членов правительства и руководителей федеральных органов исполнительной власти», — объявил он.
О персональной ответственности вплоть до уголовной за несвоевременное использование бюджетных средств говорил еще предшественник Зубкова на этом посту — Михаил Фрадков, когда в августе правительство обсуждало полугодовые итоги исполнения бюджета.
Минфин воспринял угрозы Фрадкова. «Предложения по ответственности Минфин совместно с рядом других ведомств внесет в конце этого года или начале следующего, когда мы будем знать итоги», — заявил Кудрин.