Российские футбольные болельщики смогут купить акции ФК «Спартак» на фондовой бирже, пообещал председатель совета директоров клуба Леонид Федун в интервью газете «Спорт-экспресс»: «На финансовом рынке болельщикам будут предложены акции «Спартака». Случится это, по его словам «как только команда начнет приносить прибыль».
Пока ни один российский клуб не торгуется на бирже, хотя в мире это распространенная практика. Первопроходцем в 1983 году стал английский клуб Тоттенхэм, разместившийся на Лондонской фондовой бирже. Теперь все желающие могут также приобрести бумаги английских клубов «Арсенал», «Манчестер Сити» и «Астон Вилла», шотландских «Глазго Рейнджерс» и «Селтика», итальянских «Ювентуса», «Лацио» и «Ромы», германской «Боруссии» или португальского «Спортинга». Всего таких клубов 27, в 2002 году для них даже появился специальный индекс Dow Jones Stoxx Football.
Впрочем, отечественные клубы уже давно стремятся присоединиться к зарубежным коллегам на фондовом рынке. Федун еще в 2004 году обещал, что акции появятся на бирже через три года. А клуб ЦСКА в мае 2007 года официально объявил, что уже несколько лет проводит не только российский, но и международный аудит, что со временем позволит ему «стать открытым акционерным обществом и выйти на биржу».
Пока сложно сказать, во сколько рынок может оценить российские клубы. «Стоимость игроков — приблизительно 90 млн долл. Инфраструктура — еще 50–60. В потенциале же «Спартак» может стоить миллиард», — цитирует СЭ Федуна. Эта сумма служит неким горизонтом для российских клубов, отмечает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Себастьян Козицын. «ЦСКА тоже говорил о миллиарде», — напоминает он.
Аналитики считают, что такое вполне возможно.
«Главное, что есть у «Спартака», это даже не стадион и не хорошая база в Тарасовке, — это бренд, — говорит Козицын. — А он может дать гораздо больше». По оценке эксперта, один лишь бренд красно-белых может стоить до $500 млн.
Однако отечественным клубам мешает выйти на рынок длинный перечень причин. В первую очередь это непрозрачность финансовой отчетности. «Пока бюджеты клубов непрозрачны, не говоря уже о финансовой отчетности», — констатирует Козицын.
Кроме того, чтобы бумаги клубов были востребованы, от них требуются не только победы, но и финансовая стабильность. «Вряд ли акции будут покупать только из любви к команде», — сомневается аналитик БКС.
Для успешного размещения необходимо, чтобы в стране росла популярность футбола, чтобы повышались расценки на права трансляции матчей, составляющие одну из основных статей клубных доходов.
Не менее важно, по мнению Козицына, чтобы развивались спорт-школы, которые смогут дать инвесторам уверенность в завтрашнем дне.
Игроки фондового рынка не против нового инструмента. «Почему бы и нет? Пусть заходят», — говорит трейдер ИК «Ак Барс Финанс» Андрей Новиков. Интересны такие бумаги были бы не только болельщикам. «Сама спортивная тематика будет вызывать интерес, который будет подогреваться приближающейся Олимпиадой в Сочи», — отмечает аналитик ИК «Церих» Олег Душин. Хотя вряд ли торги футбольными бумагами будут активными. Если опираться на опыт европейских клубов, то акции Ювентуса, например, скорее средней ликвидности. «Но зато у них сильная волатильность. Скачут, просто как мячики», — рассказывает Душин.