Туркменистан дал понять, что России надо платить за его газ больше. Только в этом случае российский проект Прикаспийского газопровода выиграет в соревновании с американско-европейским Nabucco. Повышение цен в первую очередь бьет по Украине, поэтому «Газпрому» придется лавировать между двумя партнерами.
Туркмения заявила о намерении повысить закупочные цены на газ как минимум на 30% уже в следующем году. Об этом сообщил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер по итогам переговоров в Ашхабаде. Сейчас Россия закупает туркменский газ по цене $100 за тыс. кубометров, и эта цена установлена до 2009 года. Таким образом, заявление Туркмении идет вразрез с достигнутыми в 2006 года трехлетними соглашениями о цене и объемах поставок (они должны составить 50 млрд куб. м в год).
Требования Туркменистана могут серьезно осложнить отношения России с Украиной, так как туда поступает смешанный российско-туркменский газ.
Именно дешевое азиатское топливо позволило установить цену для Украины в $130 за тыс. куб. м. Его подорожание повлечет за собой автоматическое увеличение стоимости топлива для Украины и пересмотр заключенных соглашений.
Эксперты считают, что заявление туркменской стороны – это не что иное, как попытка получить все возможные преференции за участие Туркменистана в проекте Прикаспийского газопровода. Соглашение о нем практически подписано, заявил в четверг вице-премьер Сергей Нарышкин, принимающий участие в заседании совета глав правительств в Ашхабаде. Однако отраслевые эксперты с недоверием относятся к заявлению российского вице-премьера. «Требования Туркмении лишний раз доказывают, что заявление Нарышкина о готовности Туркменистана подписать договор о Прикаспийском газопроводе — это в большей степени пиар самого Нарышкина, нежели реальное состояние дел, — считает эксперт Центра политической конъюнктурыДмитрий Абзалов. – В преддверии парламентских выборов Нарышкин пытается продемонстрировать собственную значимость в российско-туркменских отношениях».
Настоящий торг за Прикаспийский газопровод начинается только сейчас, полагает Абзалов.
«Повышением закупочных цен на 30% Бердымухаммедов дает понять, что он согласен на российский проект, но на определенных условиях», — объясняет политолог.
В этой ситуации ключевую роль сыграет позиция «Газпрома». А его реакция во многом будет зависеть от политической ситуации на Украине. «Украина напрямую зависит от поставок газа из Туркмении. Сейчас к власти приходит Юлия Тимошенко, но вопрос, как распределятся портфели. Если газовыми вопросами будет заведовать человек Тимошенко, Украина будет пытаться договориться напрямую с «туркменбаши» в обход «РосУкрЭнерго» и, соответственно, «Газпрома». В этом случае «Газпром» может оказаться всего лишь транзитером», — объясняет политолог.
Однако эксперты полагают, что у прямых украинско-туркменских договоров нет перспектив.
«Объемы газовых поставок согласованы. В том случае, если Туркмения пойдет на переговоры с Украиной, ей придется пересматривать соглашения с «Газпромом». А это чревато осложнением отношений, – поясняет замгендиректора Центра политических ТехнологийАлексей Макаркин. — Россия для Туркмении – транзитная страна, поэтому на прямой конфликт туркменские власти не пойдут».
Однако есть и другой вариант развития ситуации. «Если на Украине «газовый портфель» окажется в руках ставленника Виктора Януковича, который заинтересован в сохранении посредника («РосУкрЭнерго»), это даст «Газпрому» возможность поторговаться как с «туркменбаши», так и с Украиной», — считает Абзалов.
Но в любом случае цены на туркменский газ вырастут, сходятся во мнении эксперты. Это диктует просто конъюнктура рынка. Насколько именно — зависит от того, как сумеет договориться «Газпром».
«Вероятно, это будет повышение не на 30%, а на 20–23%», — прогнозирует Абзалов. Что же касается цены для Украины, то «Газпрому» придется увеличить ее до $170 за тыс. куб. м, полагает аналитик ИК «Регион» Константин Гуляев. «Это лишь на $10 превышает озвученную самой украинской стороной цифру. Осложнения отношений, конечно, возможны, но думаю, что стороны смогут прийти к компромиссу», — говорит эксперт.