Глава правительства Виктор Зубков подписал постановление о внесении изменений в положение о российском «Инвестиционном фонде». Это постановление позволит средства инвестфонда вкладывать в инвестпроекты, одобренные в рамках закона «О концессионных соглашениях».
Общий принцип таких соглашений заключается в участии в нем двух сторон – государства (концедент) и индивидуального предпринимателя (концессионер). Между ними заключается концессионный договор, согласно которому государство передает предпринимателю на определенный срок определенное недвижимое имущество. При этом право собственности остается за государством, а так называемый арендатор обязуется за свой счет создать либо реконструировать это имущество.
Детальные условия соглашения могут быть различными. Объекты концессионных соглашений, обозначенные законом, в основном инфраструктурные. На сегодняшний день на утверждении правительства находятся первые десять инвестпроектов с участием частного капитала, которые будут финансироваться из инвестфонда. В общей сложности на их реализацию потребуется 751 млрд рублей, из них 198 млрд рублей будут выделены из инвестфонда.
Среди первых проектов значатся: развитие Нижнекамска, Нижнего Приангарья, строительство Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге, строительство магистрали Москва — Санкт-Петербург, сооружение новой железнодорожной ветки и пяти горно-обогатительных комбинатов в районе Читы, проект водоотведения в Ростове, дорогу Москва — Ростов с тремя платными участками и скоростную магистраль Краснодар — Абинск — Кабардинка.
После того как проекты получат одобрение правительства, будут заключаться концессионные соглашения и объявляться тендеры. А подписанное Зубковым постановление распространит государственное финансирование теперь на стадию подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения. Также деньги можно получить и на непосредственную подготовку территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработку проектной документации.
Как уже писала «Газета.Ru», заместитель главы Министерства транспорта Александр Мишарин говорил о намерении правительства «расширить возможности и критерии направления средств инвестфонда», а также и об увеличении срока государственных гарантий.
По словам Мишарина, соответствующие поправки в законодательство предусматривают возможность финансирования проектов до момента выбора концессионера, а также использование этих средств на все необходимые подготовительные мероприятия. Кроме того, государственные гарантии в рамках этих поправок будут предоставляться и под проекты, срок реализации которых займет более пяти лет.
Закон «О концессионных соглашениях», принятый Думой еще в 2005 году на практике столкнулся со сложностями, которые были озвучены во всеуслышание на заседании правительства 11 октября 2007 года.
На заседании Виктор Зубков поинтересовался у главы Минтранса Игоря Левитина, началось ли финансирование инвестпроекта «Западный скоростной диаметр», который, в теории, должен избавить Санкт-Петербург от засилья автомобилей. Левитин не смог внятно ответить премьеру. По его словам, «проект реализуется, но чтобы начать инвестирование средств, необходимо внести изменения в положение об инвестфонде, а также поправки в закон о концессиях». То есть уже согласованный и одобренный правительством проект натолкнулся на бюрократические проволочки.
Оказалось, что невозможно начать вкладывать средства, пока не подписано концессионное соглашение. Такая волокита не на шутку рассердила премьера. «Пока идет согласование, стоимость проекта увеличивается. Он стоил 82 миллиарда рублей, а сегодня зашкалит за 120 миллиардов рублей, — возмутился Зубков. --. А вы сидите и бумаги согласовываете, хотя это можно было сделать в течение недели. И вы досогласуете, что это будет стоить еще больше».
«Сейчас государство хочет показать, насколько качественно будут израсходованы средства», — объясняет главный экономист Deutsche bank Ярослав Лисоволик. В противном случае, по словам аналитика, участие частных предприятий не будет столь быстрым и активным. «Дело в том, что у нас эта идея родилась только сейчас, — говорит эксперт. — Просто Россия в отличие от Китая, Японии, которые продвинулись чуть дальше, находится на начальном этапе».
С ним согласен и главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров, говоря о том, что форма сотрудничества «государство+частный капитал» будет развиваться, так как собственных денег у государства не хватает. «Плюс от участия в проекте частного капитала повысится эффективность его реализации, хотя бы потому что контроль со стороны частников будет выше, будет меньше желающих разворовывать государственные деньги, да и предприниматель привык строго считать свои финансы», - говорит Тихомиров. Основная проблема, по мнению Тихомирова, заключается в том, как юридически будут зафиксированы права обеих сторон: где и каким образом будет прописана отдача от проекта, например.
Другие эксперты более осторожно выражаются о возможности развития государственно-частного партнерства. «Когда я слышу о подобном взаимодействие, то сразу вспоминаю сказку про мужика и медведя, которые год из года засаживали свое поле, а затем не могли поделить, кому достанутся вершки, а кому – корешки», — говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. По его мнению, данная российская мифология может быть применима и в случае с партнерством власти и частников. «Ведь когда у государства много денег, оно затевает все эти грандиозные мероприятия, но неизвестно, как оно себя поведет, когда денег станет меньше. Тем более Россия по уровню восприятия коррупции бизнесом из 180 стран занимает 150 место и стоит в ряду с такими государствами как, Того. Это ведь самое дно и тенденция такова, что мы сползаем все ниже. Поэтому большой вопрос, насколько вообще возможно партнерство с таким государством», — отмечает экперт.