Спикер российской Госдумы Борис Грызлов обвинил сетевые компании в росте цен на продукты питания. «Это фактически элементы сговора, причем сговора компаний-перекупщиков, так называемых сетевых компаний», — сказал Грызлов в Оренбурге. По мнению спикера, разница между закупочной и розничной ценой неоправданно велика, и он намерен обратиться к ФАС, чтобы устранить их сговор.
Власть озаботилась резким ростом цен на продукты после того, как в пятницу Росстат опубликовал сентябрьские данные по инфляции: за месяц она выросла на рекордные с 2001 года 0,8%. И главный вклад в этот показатель внесло продовольствие. Молоко подорожало на 7,2%, сливочное масло — на 9,4%, подсолнечное — на 13,5%, хлеб — на 1,6%. Это сбило все годовые планы правительства по ограничению инфляции: многие эксперты сомневаются, что инфляцию удастся удержать хотя бы на уровне 2006 года — в 9%.
Уже в понедельник на совещании у Владимира Путина премьер Виктор Зубков обещал предпринять все меры для срочного исправления ситуации, а глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предложила ограничить экспорт зерна и снизить пошлины на ввоз молока и сыра. Эксперты считают, что это не поможет. Импортная пошлина на молоко составляет 15%, и ее снижение до 5% вряд ли сильно скажется на цене. Что же касается хлеба, то фактически весь возможный объем вывоза наши экспортеры уже выбрали, стремясь успеть сделать это до введения ограничений. Как сообщили «Газете.Ru», южные порты сейчас завалены разнообразными экспортными товарами — лесом, углем, металлом, которые никто не вывозит, так как все корабли зафрахтованы под зерно.
Борис Грызлов в отличие от МЭРТ решил найти внутренние резервы для ограничения цен. Однако эксперты считают, что и это может оказаться малоэффективным.
«Искусственно регулировать эти цены не целесообразно, поскольку придет дефицит продуктов, это приведет к очередям и в дальнейшем к тому же самому — росту цен», — заявил глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
Контролировать цены ритейлеров значит бороться с внешними проявлениями проблемы, считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Рост средних цен на отдельно взятые продукты не всегда спровоцирован ростом закупочной цены или наценкой при розничной продаже. Как отмечает Тюрина, за последнее время появилось достаточно много продуктов, ориентированных на обеспеченных покупателей, они стоят дороже, что влияет на среднюю цену. И в этом нет прямой вины сетевиков. «Более того, большинство магазинов среднего ценового сегмента фиксируют и ограничивают закупочную цену, то есть фактически сдерживают рост цен», — считает Тюрина. Зачастую цены сетевых магазинов на товары массового спроса ниже, чем на продовольственных рынках, где население с низким уровнем дохода и покупает продукты, отмечает эксперт.
Сами ритейлеры тоже уверяют, что выгоды от резкого роста цен на продовольствие они не получают. В компании X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка» и «Перекресток», «Газете.Ru» завили, что торгуют даже с отрицательной маржей по некоторым видам сыров и сливочного масла. «Отрицательная рентабельность по ряду этих позиций — от 20 до 25%, — отмечает Александра Галимова, руководитель департамента по связям с общественностью X5 Retail Group. — Долго таким образом нам продержаться будет нелегко, поэтому мы надеемся, что правительство примет меры по стабилизации цен».
«Важнее найти и решить проблемы в сырьевой базе, на российском рынке, в частности, молочной продукции, где очевидный дефицит сырья», — подтверждает Тюрина.
При этом у многих отечественных производителей нет собственных цехов для производства, нет своих складов, они их вынуждены арендовать, что закономерно увеличивает стоимость производства.
Федеральная антимонопольная служба обещает проверить, где действительно находятся узкие места. Как сообщил во вторник замруководителя службы Анатолий Голомолзин, ФАС в ближайшее время изучит ситуацию на продовольственных рынках, где был отмечен рост цен на продукты питания, а также повторно проверит ряд молокозаводов и элеваторов.
А вот генеральный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов считает, что бороться с сетевиками бессмысленно по другой причине: разница между закупочными и розничными ценами в сетевых магазинах действительно велика, но ее размер — «это тайна за семью печатями».