В сентябре 2007 года рост индекса потребительских цен составил 0,8%, сообщила в пятницу Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Это гораздо выше уровня, прогнозированного Минэкономразвития -— 0,3-0,4%. И уж совсем гигантским показатель выглядит на фоне показателя сентября 2006 года — 0,1%. Так быстро в сентябре цены не росли с 2000 года, когда инфляция составила 1,3%.
Столь резкий скачок цен был вызван одновременным удорожанием сразу нескольких видов продукции. Молоко выросло в цене на 7,2%, сливочное масло — на 9,4%. Это последствия отмены Евросоюзом субсидий своим производителям молока. Рывок в цене подсолнечного масла — на 13,5% — был связан со снижением урожая подсолнечника. К тому же продолжали дорожать хлеб и хлебобулочные изделия — на 1,6%.
Правда, некоторые товары и услуги дорожали медленнее обычного. Так, тарифы на услуги ЖКХ выросли на 0,1%, тогда как в августе они увеличились на 0,2%. Бензин подорожал на 0,1%, а месяцем ранее — на 1,3%. Но это не помогло. Замедлить стремительный рост цен не смогло даже традиционное для этого времени года удешевление плодоовощной продукции на 8,8%. При этом базовый индекс потребительских цен, очищенный от краткосрочных факторов, еще выше — 101,6%.
Но одним месяцем проблемы не ограничиваются. Сентябрьские показатели испортили всю картину 2007 года. Всего с его начала, по данным Росстата, инфляция набрала уже 7,5%. При таких темпах планы правительства уложиться в 8-процентный прирост цен по итогам года кажутся труднореализуемыми. Впереди еще три месяца, в числе которых декабрь, для которого характерен инфляционный всплеск.
Многие эксперты сомневаются уже и в том, что инфляцию удастся удержать хотя бы на уровне 2006 года — 9%. Действительно, ведь тогда за январь--сентябрь рост цен составил всего 7,2%.
«Это не укладывается ни в какие рамки! — возмущается эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. — Рушатся все надежды, у кого они еще оставались, по поводу 8%. Да и по поводу 9% тоже. Мы подбираемся к 10%, что тревожно».
Нарушение планов правительства не просто досадный факт, оно влечет целый шлейф новых бед.
«Невыполнение установки правительства снижает доверие к нему и повышает инфляционные ожидания», — объясняет эксперт Центра развития Валерий Миронов.
Эти ожидания, в свою очередь, подогревают инфляцию в следующем году. А значит, нужно будет менять планы и на 2008 год. «Когда мы рассматриваем социальную сферу — пенсии, зарплаты бюджетников, мы исходим из показателей инфляции, учитывая, как произвести индексацию. Когда прогнозы не оправдываются, все планы рушатся, — говорит Катаранова. — Все прогнозы взаимосвязаны. Цифры в прогнозах на следующий год надо пересматривать уже сейчас».
Понижательный тренд, который наблюдался в предыдущие годы, таким образом, сломан. После этого под угрозой оказывается все среднесрочное планирование, на котором основывались власти, строя трехлетний бюджет.
Ведь министр финансов Алексей Кудрин ожидал снижение инфляции до 6-7% в 2008 году, до 5,5-6,5% — в 2009 году. А в 2010 году, обещал министр, инфляция составит 5,5%. «Говорить о 5,5% к 2010 году не приходится», — констатирует Катаранова. Сейчас наблюдается и разгон базовой инфляции, сетует она, а мы последние два года наблюдали снижение. «Надо учитывать, что процесс это инерционный и у правительства нет никаких реальных механизмов снижения базовой инфляции», — говорит эксперт.
К тому же скачок инфляции может замедлить экономический рост страны. «Инфляция закладывается в ставки дисконтирования, через которые определяются доходность инвестиционных проектов, — напоминает Миронов. — С ростом инфляции их привлекательность для инвесторов снижается. Часть проектов это отсечет». Между тем именно на инвестиционные проекты власти сейчас делают ставку. «Рост экономики обеспечивают домовые хозяйства и инвестиционные проекты. На них обоих сказывается инфляция. Конечно, это может замедлить темпы экономического роста», — предупреждает Миронов.