Сейчас разрабатываются соответствующие поправки в 122 закон, известный как закон о монетизации льгот, поскольку он «реализуется неудовлетворительно», заявил во вторник на встрече с ветеранами войны в Смоленской области спикер Совета Федерации и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. «Закон мы будем менять обязательно, так как нынешнее положение унизительно, особенно для ветеранов», — пояснил он. Главная цель поправок: отменить разделение льготников на федеральных и региональных. «Льготы должны быть только федеральными», — заявил спикер. Кроме того, у льготников должно появиться право выбора между деньгами и натуральными льготами раз в квартал.
Закон о монетизации разделил льготников на федеральных и региональных с 2005 года. Центру достались инвалиды, ветераны Великой отечественной войны и блокадники. Регионам же отошли ветераны труда и труженики тыла. При этом «своим» льготникам федеральные власти предложили выбор: сохранить бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и возможность периодически проходить санаторно-курортное лечение, или же получить взамен всего этого денежную компенсацию. Монетизация же льгот для «региональных» категорий был отдана на откуп субъектам Федерации. 122 закон вызвал бурю возмущения среди социально-незащищенных слоев населения, в январе 2005 года волнения прокатились по всей стране: люди считали, что грошовая компенсация не компенсирует бесплатные блага. Скандал чуть не привел к отставке всего экономического блока правительства: авторов реформы Михаила Зурабова, Германа Грефа и Алексея Кудрина. Правительству срочно пришлось пойти на повышение зарплат и пенсий, дать средства регионам для проведения монетизации, а позже и предоставить гражданам и тот самый выбор между льготами и деньгами. Протест удалось погасить, но недовольство законом осталось.
Разделение создало неравенство среди «региональных» и «федеральных» льготников. Самой обиженной категорией оказались ветераны труда и труженики тыла.
Например, ветераны труда в Ивановской и Владимировской области получили разные условия предоставления льгот, говорит руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. При этом человек может проработать всю жизнь в одной области, а потом переехать в другую к детям, где льготы хуже, а ведь получать он льготы должен только по месту прописки. Что же касается тружеников тыла, то они вообще защищали не конкретно область, где живут сейчас, а всю страну, поэтому непонятно, почему выплата им льгот отдана на откуп регионам.
«Это такая серьезная ошибка, которую необходимо исправить, — полагает эксперт. — Это вообще противоречит Конституции».
Против разделения льготников на федеральных и региональных не раз выступал и мэр Москвы Юрий Лужков. По его словам, столица регулярно обеспечивает региональных льготников бесплатными лекарствами. Когда же федеральный бюджет не делает этого своевременно в отношении федеральных льготников, то Москва вынуждена находить средства из своего бюджета, чтобы не бросить пожилых людей на произвол судьбы. По мнению мэра, нужно вообще снять с государства заботу о льготниках и отдать деньги субъектам Федерации.
Другие поправки в закон также должны привести к улучшению положения льготников, поясняет член «Справедливой России» член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева. Если сегодня человек отказывается от материальных льгот, то он должен обязательно лично подтвердить это решение раз в год в пенсионном фонде, объяснила депутат. «Мы хотим сделать так, чтобы, если человек не изменяет своего решения, то была его автоматическая пролонгация, — объясняет Дмитриева. — Таким образом, миллионы людей, большинство из которых инвалиды, не будут стоять в огромных очередях. С другой стороны, те, у кого что-то поменялось, смогут заявлять об этом не раз в год, а раз в квартал». Таких людей по стране максимум будет 100 тысяч человек, подсчитала депутат, поэтому нагрузку на пенсионные органы они не создадут.
Однако эта инициатива скорее всего затеряется среди череды предвыборных популистских закопроектов <Справедливой России>: ранее партия Миронова предлагала ввести в России налог на роскошь, вернуть прогрессивную шкалу подоходного налога.
Все эти идеи по сути были непроходными, да и <Единая Россия> не пропустила бы законопроекты своего главного политического конкурента. Такая же участь может постичь и поправки в 122 закон.
<Если б он в 2004 году выступал, я понимаю, но в 2007..., — недоумевает по поводу инициативы Миронова специалист Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Я считаю, что это просто диверсия, окружение Миронова его подставляет. Человек голосовал за закон, а потом прямо перед выборами вспомнил, что делал что-то не то. Получается, либо он недостаточно сообразительный, либо не очень принципиальный>.