Почти каждый школьник сталкивается с высокими нагрузками во время учебного года: школа, дополнительные занятия, репетиторы, спортивные секции — все это требует немало сил и энергии. Как помочь ребенку справиться с этими задачами, не жертвуя здоровьем, «Газете.Ru» рассказала педагог-психолог, эксперт Учи.ру Гульфия Касимова.
«Чтобы решить большую задачу, сначала необходимо выстроить систему, и лишь затем добавлять детали. Так же и с формированием ответственного отношения ребенка к своему самочувствию — основой станет распорядок дня. Вместе с ребенком составьте график, в котором будет режим сна, время для учебы, отдыха, спорта и приемов пищи», — объяснила она.
Касимова подчеркивает: «Важно обсуждать график с ребенком, а не «спускать» его сверху как приказ. Иначе школьник не будет ощущать, что распорядок дня — его ответственность. Вместе сделайте план понятным, наглядным и выполнимым. График должен быть не в голове, а на бумаге и перед глазами ребенка».
Дайте школьнику возможность самостоятельно контролировать выполнение плана, помогая справляться со сложностями. Такой подход развивает в ребенке самодисциплину и навыки планирования.
Чтобы ваша система начала работать, стоит также научить ребенка прислушиваться к сигналам своего тела: усталость, голод или стресс не должны игнорироваться. Объясните школьнику, как можно реагировать на эти сигналы — например, вовремя делать перерывы, правильно перекусывать или делать дыхательные упражнения.
Здоровое питание – следующий шаг на пути к хорошему самочувствию и успешной учебе в период интенсивных нагрузок.
«Привычки питания формируются в семье, и если родители делают выбор в сторону нездоровой пищи, то ждать другого от ребенка не приходится. Вы можете бесконечно рассказывать о здоровом питании, но ребенок будет следовать вашему примеру. Заказывая еду в кафе, порассуждайте вслух о своем выборе — это будет прекрасный воспитательный момент», — отмечает педагог-психолог.
Вовлекайте ребенка в процесс планирования меню и приготовления еды дома. Вместе обсуждайте, какие продукты поддерживают организм, а какие дают лишь кратковременный прилив сил. Главная цель — научить ребенка делать выбор, сформировать привычку потребления здоровой пищи. И тогда в школьной столовой он сможет самостоятельно выбирать еду, которая его насыщает, а не питаться сладкими батончиками вместо обеда.
«Не секрет, что современные школьники — активные пользователи интернета. Поэтому цифровые образовательные форматы станут прекрасными помощниками и тренажерами даже в вопросах здорового образа жизни. Предложите ребенку узнать больше о том, как работает его организм самостоятельно, через игру — это будет и увлекательно, и познавательно. Например, сначала школьник изучает, зачем нужна еда, и что с ней происходит в теле, а в следующем задании он составляет меню для своего персонажа. Благодаря игровой механике ученик перекладывает знания на личный опыт. Выбирая, чем перекусить в следующий раз, он вспомнит, как составлял меню для героя обучающего комикса, и выберет что-то более здоровое для себя», — отмечает Оксана Гречман, методист курса «Мое тело» и руководитель отдела общей методики и исследований Учи.ру.
Не забывайте о перекусах на учебе — покажите ребенку несколько простых и полезных снеков, которые он может собрать самостоятельно и взять в школу. А еще дети долго находятся в помещении и нуждаются в достаточном потреблении воды — здесь на помощь придет красивая многоразовая бутылка воды.
Чтобы хорошо справляться с интеллектуальной деятельностью, ребенку необходима физическая активность. Младшим школьникам она критически важна для концентрации внимания и своевременного выплеска эмоций. Важно не навязывать ребенку модный или популярный вид спорта — в долгосрочной перспективе такой подход не будет работать. Если еще не определились с секцией, предложите школьнику попробовать разные виды спорта: бег, плавание, йогу, борьбу, танцы. Многие секции предлагают пробные занятия — это хорошая возможность понять, что подойдет именно вашему ребенку.
«Занятия спортом два раза в неделю не заменяют активных прогулок на улице», — подчеркивает Гульфия Касимова. Включите в график ребенка не только тренировки, но и время для прогулок с друзьями, игры на свежем воздухе. Это поддерживает физическое здоровье и дает психоэмоциональную разгрузку.
«Забота о здоровье включает и внимание к эмоциональному состоянию ребенка. С младших классов стоит развивать у школьника навыки саморегуляции. Каждому свое — кому-то подойдут дыхательные упражнения, кому-то короткие прогулки или ведение дневника. Помогите школьнику выбрать оптимальные для себя способы, которые помогут регулировать эмоции и справляться со стрессом. Это будет большим вкладом в его эмоциональную стабильность в будущем», — резюмировала эксперт.
Ранее врач предупредил об опасности аденоидов у детей.