Тем, кому не даются технические предметы так, как гуманитарные, математику все-таки стоит учить. И не ради самого умения вычислять логарифмы, а ради развития абстрактного и критического мышления, логики, памяти, умения преодолевать трудности. Об этом «Газете.Ru» рассказал преподаватель математики и основатель онлайн-школы «Точка знаний» Андрей Шелудько.
По словам эксперта, в жизни мы регулярно сталкиваемся с числами, которые необходимо складывать, вычитать, делить и умножать. Встречаемся с дробями, особенно десятичными, процентами, задачами на движение и подсчет выгоды.
«Всему этому учит школьная программа, и справляться без этого даже с привычными повседневными делами и жизненными проблемами будет сложно. Подсчитать калорийность рациона, рассчитать, сколько обоев понадобится для ремонта или сколько денег вы можете тратить ежедневно без ущерба для своего бюджета — все это бытовые задачи, для решения которых мы регулярно используем математические знания», — объяснил он.
Более того, регулярно занимаясь математикой, мы учимся анализировать и систематизировать, находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы, мыслить стратегически. Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так и математические «прокачивают» мозг — развивают интеллект и расширяют кругозор.
«Во время решения математических задач или обработки числовой информации активируются особенные участки мозга, отвечающие за внимание и память, а также запускается процесс образования новых нейронных связей. Многочисленные исследования доказали, что нейропластичность повышает эффективность работы мозга в целом, формируя гибкость и адаптивность, увеличивая скорость мышления человека и приближая его личностные и профессиональные достижения. На математических моделях можно буквально научиться принимать решения и затем анализировать их возможные последствия в будущем», — добавил преподаватель.
Кроме того, исследователи обнаружили, что у тех, кто на протяжении всех школьных лет старательно изучал математику и регулярно решал задачи, в результате в префронтальной коре головного мозга содержится более высокий уровень гамма-аминомасляной кислоты, отвечающей за память и обработку новой информации, чем у тех, кто математикой пренебрегал. Так, люди с повышенной концентрацией этого вещества лучше справляются с преодолением различных трудностей и отличаются развитыми когнитивными способностями.
«Ломоносов говорил, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». С этим нельзя не согласиться. Даже творческим людям занятия математикой полезны для тренировки внимательности, настойчивости, точности и аккуратности», — подчеркнул Шелудько.
Тем не менее, как отметил эксперт, пытаться насильно заставлять ребенка полюбить эту дисциплину не стоит.
«Задача педагогов и родителей — превратить ее не в болезненную самоцель, а в полезное средство для достижения истинных целей ребенка. Математика должна быть доступной и понятной, а преподавание — адаптировано к особенностям ученика и его интересам. Важно создавать учебные программы, которые помогут школьникам увидеть практическую пользу математических знаний и вдохновят на их усвоение», — резюмировал он.
Ранее в России увеличили число уроков истории в школах.