Взрослым чаще всего трудно представить себя учеником, поэтому не всегда для освоения иностранного языка необходимо снова возвращаться за парту. Об этом «Газете.Ru» рассказала руководитель тренингового центра для преподавателей онлайн-школы Skyeng Марина Евстратова.
По ее словам, чаще всего взрослые хотят освоить какую-то отдельную сферу навыков, которая отвечает их задаче. Это могут быть как навыки для повседневного общения, например, умение объяснить за рубежом, что хочется заказать в меню, так и более сложные вещи, связанные с их работой.
«Обучение «впрок» менее эффективно, чем специализированное, применимое здесь и сейчас. Когда у студента есть другие дела (семья, работа, хобби и пр.), то приоритеты будут распределяться не в пользу такой неэффективной учебы Это сравнимо с тем, что ученик пришел на кулинарные курсы, чтобы научиться делать яичницу, а в итоге ему предлагают сначала узнать, какие бывают яйца, как приготовить яйцо-пашот, а только после этого переходят к практике. К этому времени он, скорее всего, решит, что готовка вообще не для него», — объяснила Евстратова.
Для студентов, желающих освоить какое-то отдельное направление, существует решение. В случае с английским, например, это английский для специальных целей или ESP (English for Specific Purposes). Его суть заключается в освоении студентом в первую очередь тех навыков, которые требуются ученику в конкретном случае. Например, английский для маркетологов, для менеджеров продукта, для разработчиков и тому подобные курсы.
«Главное отличие от обыкновенного изучения кроется в том, что ESP не предполагает знакомства с культурными особенностями изучаемого языка, а потому не подходит для изучения для саморазвития. В рамках подобного подхода некоторые навыки могут даваться урезано, чтобы освоить только тот пласт информации, который востребован студентом», — прокомментировала руководитель тренингового центра.
Чтобы успешно изучать язык с помощью ESP-подхода, нужно четко обозначить цели своего обучения. Именно опираясь на них преподаватель может предложить индивидуальный план обучения, который учтет пожелания студента. Например, в случае с изучением английского для путешествий, можно не так глубоко углубляться в специфическую лексику, применяемую в быту.
«При изучении языка в рамках этой концепции важно, чтобы преподаватель имел не только лингвистические навыки, но и понимал профессиональную сферу студента, например, был готов разбирать финансовую или бизнес-лексику. В таком случае такое обучение может позволить получить быстрый результат», — рассказала Евстратова.
Такой подход не заменит полноценного освоения языка, но позволит решить конкретные задачи, стоящие перед человеком, такие как трудоустройство, ведение переговоров на английском или коммуникация с коллегами. Благодаря нему можно не потерять мотивацию и продолжить обучение в дальнейшем.
«Эффективность такого подхода сравнима с реализацией мечты сыграть любимую песню на барабанах. И для это можно потратить множество лет, изучая нотную грамоту, правильную постановку рук и тому подобные вещи, по пути растеряв весь запал. А можно просто заучить отдельные фрагменты и в дальнейшем при желании уже освоить те части музыкальной грамотности, которых не хватает. Профессиональным музыкантом человек после этого не станет, но и не потеряет интерес к дальнейшему изучению, приобретя те навыки, которые он хотел. Однако язык, если его не использовать, выветривается из памяти достаточно быстро. А подход к изучению языка под конкретную цель помогает сразу начать применять его», — подытожила Евстратова.
Ранее ученые назвали причину трудностей при изучении сразу нескольких иностранных языков.