Умение управлять финансами не возникает само по себе вместе с первыми карманными деньгами. Дети слабо представляют, как устроена экономика повседневной жизни. Мало дать ребенку 50 рублей на конфеты ― нужно научить его обращаться с деньгами. О том, как это сделать, «Газете.Ru» рассказала Ирина Чилибьева, психолог и контент-продюсер Skysmart.
Первый шаг — выдавайте карманные деньги.
«Начинать можно с 6 лет. Дошкольникам лучше давать небольшое количество денег ежедневно, младшеклассникам, которые уже немного научились планировать свои финансы, — раз в неделю. Объясните, что можно купить на те 10-20 рублей, которые вы им дали, спросите, как ребенок планирует потратить эти деньги. Можно рассказать, что если три дня подряд откладывать деньги в отдельную баночку, то потом можно будет купить что-то существеннее конфеты», — объяснила она.
По словам психолога, иногда дети просят купить им что-то дорогое (и, откровенно говоря, совершенно им ненужное). В этом случае не стоит говорить: «Это глупость, у нас нет на нее денег» или «Мы это не купим, потому что я так сказала». Лучше показать, что вы уважаете его выбор, но пока не можете купить эту игрушку, и обязательно предложите ребенку альтернативу.
«Примерно в 9-10 лет ребенку уже можно доверить не только его личные деньги, но и семейные ― допустим, отправив его за продуктами в магазин», — рассказала специалист.
Кроме этого, стоит позволить детям учиться на своих ошибках.
«Ребенок хочет купить какую-то нелепую игрушку? Отлично. Не критикуйте его выбор, но и не давайте ему дополнительных денег, когда он осознает свою ошибку», — добавила она.
Психолог также посоветовала ходить вместе в магазин.
«Объясните ребенку, сколько денег у вас есть и что вам нужно купить. Рассказывайте, сколько стоят продукты, почему одни дорогие, а другие дешевые. Попросите ребенка помочь вам выбрать самые выгодные предложения и объяснить, почему он посчитал их выгодными», — рекомендовала эксперт.
Еще один хороший способ — экономические настольные игры.
«Самая известная экономическая игра ― «Монополия». Но она не единственная и даже не самая интересная, есть и другие: «LibertEx», «Стартап», «Оркономика», «Час расплаты», «Brainy Trainy. Финансовая грамотность», — добавила она.
Психолог отметила, что очень важно показать подростку, что финансы ― это не табуированная тема. О деньгах можно и нужно говорить открыто.
«Не скрывайте финансовую ситуацию в семье, обсуждайте вслух доходы, расходы и ограничения. Подростку также можно предложить подработку: пусть еженедельные карманные деньги останутся гарантированным основным доходом, но если он хочет купить что-то дорогое и статусное, придется работать дополнительно», — сказала эксперт.
Помимо этого, стоит поддерживать инициативы ребенка.
«Тинейджеры часто пытаются зарабатывать, запуская свои маленькие стартапы. Например, одни решают предложить соседям сервис по выгулу собак, другие ― изготовлять мыло или керамические кружки на продажу, третьи продают свои рисунки и принты. Это отлично ― так дети развивают предприимчивость. Поддерживайте любые идеи и помогайте в их реализации», — резюмировала психолог.
Ранее в Госдуме назвали правила, которые помогут уберечься от мошенников.