Всем участникам детского буллинга – как обидчикам, так и жертве – можно дать личностную характеристику. Об этом в статье «Газеты.Ru» рассказала Ольга Бочкова, клинический психолог, детский и подростковый психотерапевт, основатель Академии безопасности Ольги Бочковой.
«Зачинщики школьного буллинга успешно общаются в классе. Они авторитетные, иногда авторитарные. Могут подчинять себе других детей. Нетерпимы к окружающим, имеют высокий уровень притязаний, считают себя правыми во всем», – заявила Ольга Бочкова.
При этом психолог подчеркнула, что некоторые из зачинщиков сами имеют травмирующий опыт травли в прошлом, поэтому для своей защиты становятся агрессорами.
По словам специалиста, под влияние зачинщика с сильной позицией попадают дети с низкой самооценкой или отсутствием опыта нормального общения. Таким образом формируется «свита» обидчика — присоединившиеся.
Ольга Бочкова уверила, что жертвами травли чаще всего становятся самые обычные дети, оказавшиеся не в то время и не в том месте.
«Даже стабильного ребенка из понимающей семьи можно подавить. Но есть исследования, которые показывают, что среди пострадавших от буллинга бывают тревожные, зависимые дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками и острую неудовлетворенность собой. Случаются и обратные ситуации: жертвами травли оказываются дети с высоким уровнем конфликтности, который провоцирует травлю», – объяснила детский и подростковый психотерапевт.
Эксперт отметила, что оставшиеся дети внутри коллектива, но вне травли – это так называемые свидетели.
«Они дистанцируются от буллинга, воспринимают его как нечто опасное для себя. Не имеют определенной позиции, не занимают ничью сторону, поскольку плохо понимают коллективный процесс. И без посторонней поддержки боятся проявить себя», – подытожила клинический психолог.
Ранее психолог объяснила, почему дети буллят одноклассников.