Ребенок способен понять, что с ними плохо обращаются, только тогда, когда мир взрослых ему разъяснит, как общение должно выстраиваться в норме. Об этом в статье «Газеты.Ru» рассказала семейный, клинический психолог, психоаналитик Вера Золотых:
«Делать это можно на собственном примере, признавая свои ошибки, если мы вдруг срываемся и переходим границы. Например, сказать: «Прости, вчера я была груба с тобою – это недопустимо». Еще один важный навык в этой ситуации – это умение озвучивать свои чувства. Если ребенок понимает, как влияет на него грубость и бестактность взрослого, какие эмоции у него вызывает это поведение, он всегда может сказать, что его сейчас обижают или расстраивают сказанные ему слова, что он не хотел бы, чтобы с ним так говорили или поступали. Иногда это дает немного прийти в себя тому взрослому, кто сейчас проявляет грубость по отношению к ребенку».
Также Вера Золотых отмечает, что иногда помогает навык вовремя задать вопрос. Например, ребенок может поинтересоваться у взрослого, что стало причиной его раздражения («Почему вы мне это говорите?»)
Психолог подчеркивает, что детям важно привить навык устойчивости по отношению к оценкам окружающих.
«Ребенку важно обозначать, что грубость и бестактность взрослого, чаще всего не связана с ребенком, не он тому причина. Можно вместе поразмышлять о том, что стало причиной крика учителя или его грубости по отношению к ребенку. Здесь важно не оправдать другого взрослого, а разделить ответственность за произошедшее», – подытоживает специалист.
Ранее родителям рассказали, как правильно наказывать ребенка.