В основе внутренней мотивации, когда ребенок самостоятельно делает домашнее задание, лежит познавательный интерес. Чтобы его активировать, для младших школьников и подростков необходимо использовать разные подходы. Об этом «Газете.Ru» рассказала старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания кандидат педагогических наук Прасковья Прокина.
«Если ребенок учится в начальной школе, то играйте с ним. Все зависит от воображения родителей. Можно придумать небольшой квест, когда ребенок выполняет домашнее задание и расшифровывает послание или ищет сюрприз. Можно поменяться ролями: ребенок берет роль учителя и объясняет ученику-родителю тему урока. Таким образом еще и закрепляет знания. Для преодоления трудностей с выполнением задания по письму или русскому языку для мальчика можно разыграть историю, будто он – рыцарь и пишет послание «прекрасной даме», – рекомендует специалист.
По словам Прасковьи Прокиной, подросткам необходимо понимать, зачем нужно выполнять домашние задания, какие знания и умения ему пригодятся в будущем:
«Родителям важно разговаривать с детьми, изучать их интересы, обсуждать планы и показывать, как закрепление знаний по каждому предмету повлияет на его дальнейшее развитие, в том числе профессиональное. К помощи для выполнения домашнего задания можно привлечь значимого взрослого. Например, дедушка работал инженером и готов увлекательно объяснить тему по физике или математике».
Кандидат педагогических наук подчеркивает, что наказание – это неприемлемый метод, он не помогает в развитии познавательного интереса и мотивации и чаще всего вызывает обратный эффект.
«В любом возрасте ребенку важно получать похвалу и поддержку родителей. Создание доброжелательной атмосферы дома при выполнении домашнего задания является ключевым условием успешности его выполнения», – подытоживает эксперт.
Ранее психолог объяснила, как перевоспитать избалованного ребенка.