По данным экспертов программы «Калькулярис», в России 70% учеников 2-7 классов испытывают математическую тревожность — при «встрече» с числовой информацией у них возникает беспокойство, которое мешает думать. «Тревожность часто является следствием неуспешности, неприемлемой реакции взрослых на трудности ребенка. Если не помогать, количество неудач будет только возрастать», — считает доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Ольга Величенкова. В беседе с «Газетой.Ru» специалист перечислила признаки математической тревожности и рассказала, как можно улучшить счетные навыки ребенка и избавиться от беспокоящей проблемы.
Величенкова выделила «симптомы» математической тревожности. О наличии такой особенности можно говорить, если:
- ребенок волнуется на уроках по математике или при выполнении домашнего задания по предмету,
- уверен, что математика не его предмет,
- боится допустить ошибку,
- считает, что решить задачу не получается только у него,
- испытывает панику при выходе к доске и на контрольных работах.
Для анализа причин трудностей с математикой Ольга Величенкова посоветовала родителям обратиться к специалистам (учитель, логопед, дефектолог) и самим включаться в процесс обучения.
«Если затруднен счет в пределах первого десятка — можно использовать игры на заучивание состава числа. Если сложно считать с переходом через десяток (72 - 59), можно использовать счет в столбик, или показать «короткий» способ: от 72 отнять 60 и вернуть 1», — порекомендовала педагог.
В случае сложностей с созданием схемы к задаче, Величенкова отметила, что важно убедиться, что схема не сложнее самой задачи. «Бывает, что ребенок, зная решение, не может его изобразить, следуя формальным школьным инструкциям. Схема в таком случае лишняя», — объяснила Величенкова.
По словам эксперта, детям с математической тревожностью сложно даются задачи со сложными логическими конструкциями и разными деталями. «Можно вместе зачеркивать лишнее и читать задачу снова. Если ребенок не понял смысла и требует от вас решения — важно убедиться, что он пробовал понять, попросить его пересказать своими словами», — посоветовала педагог.
Специалист напомнила, что для развития пространственных функций (они напрямую связаны с математическими способностями) важно движение, управление своим телом, координация, взаимодействие с предметами и любые игры (подвижные, настольные), в которых требуется решение пространственных задач. Также эксперт посоветовала «оречевлять» пространственные отношения (слева, справа, ниже, шире, из-под, предыдущий — в языке таких слов много), использовать речевые игры с логическими конструкциями, речевыми ловушками (Каких камней не бывает в море? Сколько месяцев в году имеют 28 дней?), задачи-обманки.