Как правило, желание получить в руки нож возникает у детей после двух лет – связано это со стремлением подражать действиям взрослых. Однако решение дать ребенку в руки нож должно основываться на его способности соблюдать простые правила (держим нож лезвием вниз, кладем нож лезвием от себя, держим нож — смотрим на нож и так далее) и координировать свои действия. Об этом «Газете.Ru» рассказала психолог, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Екатерина Клопотова.
«Обычно к трем годам у детей эти навыки развиты достаточно для того, чтобы они могли безопасно для себя и окружающих что-нибудь нарезать столовым ножом. Это не острый нож с закругленным концом, но он вполне удовлетворяет потребность ребенка – делать тоже самое, что мама и позволяет развивать моторные навыки. Им ребенок может успешно резать бананы, авокадо, сосиски и так далее», – объясняет эксперт.
Психолог подсказывает родителям, что пользоваться ножом и вилкой за столом можно учить тогда, когда ребенок способен совершать одновременно двумя руками разные действия. Как правило, это становится возможным после пяти лет.
«Учить ребенка пользоваться кухонным ножом (острый с острым кончиком) можно только тогда, когда он способен полностью самостоятельно регулировать свое поведение и действия. Как правило, это происходит к семи годам», – уточняет старший научный сотрудник.
Эксперт подчеркивает, что не стоит давать ребенку нож, если у него есть проблемы с регуляцией поведения и координацией действия – в противном случае ребенок может увлечься и начать рассказывать что-то, махая ножом.
«Стоит ли давать пластиковый нож – вопрос не однозначный. С одной стороны, он позволяет достаточно безопасно овладеть действиями, которые необходимы в процессе использования ножа. Но, с другой стороны, опыт, который формируется у ребенка с пластиковым ножом отличается от опыта с настоящим ножом – он легкий, требует другого нажима, им нельзя порезаться», – отмечает Екатерина Клопотова.