Как отмечали Новый год в советском кино
Новогодние праздники в нашей стране уже давно неразрывно связаны с просмотром любимых советских фильмов, включая «Иронию судьбы», «Карнавальную ночь» и «Зигзаг удачи». «Газета.Ru» и киноканал «Мосфильм. Золотая коллекция» представляют фотогалерею из популярных кадров из главных новогодних картин отечественного кино.
close
«Джентльмены удачи» (1971). Слева направо: герои Евгения Леонова, Раднэра Муратова, Георгия Вицина и Савелия Крамарова встречают Новый год. Как мы помним, лже-Доцент произносит неожиданную душевную речь у камина, но подельники чуют за ней угрозу расправы. Дача профессора Мальцева на самом деле принадлежала одному из членов съемочной группы и находилась в Серебряном бору.
«Проснись и пой» — знаменитая песня из комедии «Джентльмены удачи» и не менее знаменитая сцена, в которой героиня Галины Микеладзе старается «растормошить» Косого (Савелий Крамаров). На самом деле — Микеладзе только сыграла жизнерадостную певицу. За кадром эту песню исполнила Лариса Мондрус.
«Ирония судьбы, или С легким паром» (1975): Андрей Мягков и Ольга Науменко. Роль Гали, брошенной невесты Лукашина, буквально спасла Ольгу. За день до этого она, к своему глубокому разочарованию, получила отказ от Михаила Ульянова: тот не захотел снимать ее в своем фильме из-за слишком красивой внешности. А вот Эльдар Рязанов посчитал, что хорошенькая Науменко – настоящая «его Галя».
Знаменитая банная сцена из «Иронии судьбы» снималась вовсе не в бане. Запланированные было съемки в Сандунах пришлось отменить в целях экономии. Так что герои, закутанные в простыни, отдали дань своей новогодней традиции на цокольном этаже Мосфильма. В помещении было очень холодно, так что, пытаясь согреться, Мягков и компания тайно попивали совсем не бутафорскую водку — и в фильм вошли именно эти кадры
Надя (Барбара Брыльска) и Ипполит (Юрий Яковлев). На столе у скромной ленинградской учительницы: шампанское, коньяк, винегрет, оливье, мандарины и заливная рыба. Блюдо было «гадостью» не только по сюжету фильма. Для съемок приготовили эконом-вариант – не из осетра и стерляди, как полагается, а из мелких речных пород. Так что Лукашин и Ипполит вполне естественно морщились, вытаскивая изо рта мелкие кости: удовольствие было так себе.
Сцена, в которой мертвецки пьяного Лукашина по ошибке отправляют на самолете, снималась в аэропорту Домодедово. Однако в те годы из Москвы в Ленинград можно было вылететь только из Шереметьево-1 (это касалось всех внутренних рейсов северного и западного направлений). Неточность можно найти и в ситуации с паспортом. Да, в советское время при посадке на внутренний авиарейс действительно не проверяли паспорта, но — только до 1974 года. В 1975 году, когда «Ирония» вышла, вольница уже закончилась.
«Девчата» (1961). Тося Кислицына в исполнении Надежды Румянцевой заедает стресс половиной батона, залитым толстым слоем варенья. В народе этот кулинарный ход получил название «Тосин бутерброд», а зрители до сих пор стараются выяснить — каким же вареньем угощалась героиня? Правильный ответ: из черной смородины.
«Девчата», танцы в клубе. Эта сцена снималась в Москве, на Мосфильмовской улице. Вообще поселок лесорубов, в котором разворачивается главное действие фильм, создавали в трех разных локациях. Сперва – на Мосфильмовской, где специально высадили три сотни деревьев, возвели поселок и установили вывеску «Леспромхоз». Затем группа переместилась на Средний Урал, в поселок Бобровка Пермской области. Но из-за 30-градусных морозов съемки пришлось продолжить в Тверской области, в настоящем леспромхозе. А завершилась работа в Ялте, где актерам пришлось уже «париться» в тулупах и телогрейках.
Николай Погодин (гармонист Саша) и его экранная невеста Люсьена Овчинникова (Катя). Именно Погодин в этом фильме впервые исполнил песню «Старый клен» на музыку Александры Пахмутовой и слова Михаила Матусовского. Впоследствии «Клен» станет по-настоящему народным хитом – одной из любимых застольных песен в СССР.
«Карнавальная ночь» (1956). Роль бюрократа Серафима Ивановича Огурцова, согласно настоянию руководства, должна была достаться Игорю Ильинскому (крайний слева). Это вызвало панику у Эльдара Рязанова — он переживал, что знаменитый актер театра и кино будет навязывать ему свое видение персонажа. Однако Ильинский отнесся к молодому режиссеру очень уважительно и прислушивался к его решениям. Роль Огурцова они дорабатывали вместе.
Сцену с пьяным лектором Некадиловым (Сергей Филиппов) снимали с грехом пополам. Так, сперва актер завалил съемки по той причине, что был действительно навеселе. То, что Рязанову казалось плюсом, обернулось в минус: пьяный Филиппов никак не мог сыграть пьяного лектора. Все отсняли лишь через пару дней, когда артист окончательно протрезвел.
Люся Гурченко (Лена Крылова) после фильма «Карнавальная ночь» проснулась идеалом советской девушки. Осиная талия в 48 сантиметров, лучезарная улыбка и задорные кудри – такой Гурченко выпорхнула на орбиту народной популярности. По сценарию ее персонаж был плохо прописан и вообще не играл особой роли, но молодая актриса смогла вывести свою героиню на первый план.
Трудно поверить, но «Карнавальная ночь» могла вообще не выйти на экраны. После того как Рязанов показал на худсовете отснятые отрывки, мэтры забраковали материал. «Скучно»; «Бездарно», — вынесли свой вердикт маститые режиссеры. Лишь благодаря поддержке Ивана Пырьева Рязанова не сняли со съемок и дали ему завершить работу над картиной. В итоге «Карнавальная ночь» стала лидером проката 1956-го и была признана «Фильмом года – 1957».
Юрий Белов и юная Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». Изначально 20-летняя харьковчанка провалила пробы, и ее кандидатура на роль Леночки даже не рассматривалась. Однако артистка постаралась попасть на глаза тогдашнему директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву: шла вприпрыжку по коридору, корчила смешные гримасы окружающим и заливисто хохотала. В итоге бойкая девушка понравилась начальнику. Тот привел Людмилу обратно в павильон и велел оператору снять ее «получше, чтобы был человек».
«Зигзаг удачи» : сцену в фотоателье «Современник» (ту самую, где Дед Мороз появляется, а чемодан с деньгами пропадает) снимали в пристройке к букинистическому магазину «Книжная находка», который находился в Третьяковском проезде в Москве. По воспоминаниям Ирины Скобцевой (в фильме – Лидия Сергеевна), актеры во время съемок часто забегали в лавку за редкими книгами. Здание давно снесли, на его месте сейчас бизнес-центр.
Фильм «Зигзаг удачи» (1968) снимался в феврале и давался непросто. Уличные сцены были для актеров испытанием: им приходилось мерзнуть на 20-градусном морозе. Рязанов нещадно гонял коллег за попытки «греться» с помощью спиртного, а сам позже признавался, что «самая сатирическая» из его картин отняла у него много сил.
Балбес в исполнении Юрия Никулина, на заднем плане – Трус (Георгий Вицин). «Базарная сцена», в которой звучит вицинская фраза: «Налетай, не скупись, покупай живопись!», снималась в Москве — в деревянных рядах на старом Тишинском рынке. В свое время Тишинка, просуществовавшая сотню лет, считалась самой колоритной из московских барахолок (жулики и барыги были здесь обычным делом). Сейчас на месте рынка находится торговый центр.
Задушевную песню «Постой, паровоз» Юрий Никулин — как знаток блатного фольклора — предложил для фильма сам. Кто ее написал, остается загадкой. На авторство «Паровоза» претендовали поэт-уголовник Николай Ивановский и титулованный вор в законе Генрих Соломонович Сечкин (по совместительству – гитарист и композитор).
«Старый Новый год» (1980). Слева направо: Петр Щербаков, Евгения Ханаева, Александр Калягин и Ирина Мирошниченко. Работа над фильмом началась летом, однако стол нужно было накрыть по-новогоднему, а деликатесы – экономить. Так, два батона дефицитной салями пришлось растянуть на две недели съемок, и актеры очень медленно ели колбасу, нарезанную тончайшими ломтиками.
«Красная Шапочка» (Лариса Барабанова) и инопланетянин Игрек (Леонид Куравлев) в фильме «Эта веселая планета» (1973) . «Вы глазами по сторонам не очень, а то во мне какой-то процесс начинается…» — просит персонаж Куравлева. Кстати, песню «Белый танец», которую в фильме поет героиня Барабановой, на самом деле исполнила певица и композитор-песенник Татьяна Сашко.
Музыкальную комедию «Эта веселая планета» отсняли всего за полтора месяца, а ее смета была катастрофически бедной. Киногруппа не получила даже отдельного павильона, и все сцены — в том числе сцена белого танца (на фото) — снимались где попало: в коридорах, на складах, на задворках «Мосфильма».