Глубокая глотка: как снимали самый страшный фильм 70-х
Премьера фильма Стивена Спилберга «Челюсти» состоялась 20 июня 1975 года, ее выходу предшествовала беспрецедентная рекламная кампания, а сами съемки обернулись адом для 28-летнего режиссера. После выхода на экраны «Челюсти» побили все рекорды проката внутри США, став первым большим летним блокбастером и проложив дорогу таким фильмам, как «Звездные войны» и «Индиана Джонс».
Как снимался самый страшный фильм 70-х — в фотогалерее «Газеты.Ru»
close
Никто из съемочной группы не представлял себе, как правильно снимать фильм о нападении акулы, поэтому было изготовлено три рабочие модели, одна из которых была предназначена для кадров, где акула появляется целиком.
Механизм часто давал сбой, что порой приводило к комическим ситуациям – так, однажды акула «поймала» голову Джорджа Лукаса, заглянувшего на съемочную площадку.
Проблем прибавляло и решение Спилберга снимать сцены на воде в открытом океане – кожа акулы оказалась совсем не водооталкивающей, а соль забивалась между деталями. Однако именно сложности сформировали и узнаваемый стиль фильма.
Например, именно из-за сложностей в работе с акулой Спилберг прибегнул к съемкам «от первого лица» и резкому монтажу, а также вывел на первый план музыку Джона Уилльямса, которая заработала фильму один из трех «Оскаров».
В основе «Челюстей» лежит одноименный роман Питера Бенчли, вдохновленный реальными историями нападения акул на людей. Книга, которая вышла в начале 1974 года, моментально стала бестселлером.
Съемки фильма начались в мае 1974 года на острове Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, и должны были завершиться за 55 дней. Однако в итоге работа над проектом заняла втрое больше времени.
Тяжелее всего дались морские сцены охоты на водного хищника, составлявшие почти треть фильма. Для их съемок в море выходило четырнадцать судов с актерами, группой, в том числе водолазами, и оборудованием.
Несмотря на все предосторожности, то и дело в кадр вплывали прогулочные корабли и регаты яхт-клубов, техника попадала в воду, тонула шхуна главных героев, пару раз начинался шторм.
Главным спецэффектом «Челюстей» была акула с пневматическим приводом, изготовленная специально для фильма. Точнее таких акул было три: одна из стальных труб, полностью покрытая «кожей» из полиуретана, и две, имевших внутри систему управления и закрытых только на левую или правую половину.
Трудности съемок увеличили бюджет картины почти в три раза, с $2,5 млн до $9 млн, а сам Спилберг был уверен, что в случае провала двери в кино для него навсегда закроются.
Сцены на корабле во второй части картины были сняты преимущественно с рук, чтобы лучше передать волнение моря. Спилберг впоследствии даже шутил, что «Челюсти» стали самым дорогим фильмом, из когда-либо снятых ручной камерой.
Сам Спилберг говорил о съемках так: «В хороший день мы снимали пять дублей, три — в обычный и ни одного — в плохой».
морские сцены охоты на водного хищника, составлявшие почти треть фильма. Для их съемок в море выходило четырнадцать судов с актерами, группой, в том числе водолазами, и оборудованием."
class="item-image"
data-item="6"
>
говорил о съемках так: «В хороший день мы снимали пять дублей, три — в обычный и ни одного — в плохой»."
class="item-image"
data-item="11"
>