Ветеран первой чеченской войны Александр Васильев, работавший охранником в «Ельцин Центре», объяснил в беседе с порталом e1.ru, зачем пририсовал глаза картине Анны Лепорской «Три фигуры» стоимостью 75 млн руб.
Контуженный и тяжело раненный в 1995 году Александр много лет работал охранником, в ЧОП, который обслуживает «Ельцин Центр», ему помогли устроиться знакомые из ветеранской организации. Он хотел отказаться, поскольку после тяжелых травм ног Васильеву трудно стоять, но согласился выйти на одну смену. Работы на выставке ему не понравились. «Они оставляли тяжелое впечатление. Старался мимо пройти, не глядя. Наблюдал, как люди реагируют, и вот смотрю: стоят ребятишки лет 16–17, обсуждают, почему нет глаз, рта, никакой красоты! В компании были девчонки, они и попросили меня: «Нарисуйте глаза, вы ведь тут работаете», — вспоминает он.
Подростки якобы объяснили ему, что это их детские рисунки, и тогда Александр взял ручку и дорисовал глаза. На видеозапись момент общения с подростками не попал. «Я бы никогда не полез в чужие картины без спроса. Зачем чужое портить? Если бы я знал, что это не детские работы тех ребят! Что картины привезли из Москвы и они столько стоят!.. Что я наделал!» — расстраивается Васильев.
По словам жены Александра Юлии, работающей медиком в одной из «красных зон» Екатеринбурга, этот случай мог стать следствием контузии. «В каких-то вещах он наивен как ребенок. Подумал, что детские рисунки. Это последствия контузии. Дома сидеть ему было тяжело, невыносимо. Очень хотел на работу. Думаю, это трагедия части его поколения. Много таких людей, как он, потерявших здоровье, выкинутых на обочину жизни», — рассуждает она.
Реставрационный совет Третьяковки оценил ущерб картине в относительно небольшую сумму — 250 тыс. руб. По уголовной статье о вандализме мужчине может грозить штраф или даже арест.
Работа Лепорской экспонировалась на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», которая открылась 5 ноября минувшего года и продлится до 20 февраля.