Киноиндустрия
«Газета.Ru» еще в начале апреля, когда мы только-только привыкали к понятиям «самоизоляция» и «социальная дистанция», напоминала о серьезнейшем влиянии на общую структуру кинобизнеса «испанки» — самой массовой пандемии гриппа в истории человечества. Уже тогда было сложно усомниться, что внутреннее устройство индустрии времен января 2020-го будет разительно отличаться от того, каким оно будет в декабре. Однако мало кто мог предположить, что за целый год выйдет всего один полноценный киноблокбастер, «Довод» Кристофера Нолана, да и тот лишь чудом не уйдет в ощутимый минус, несмотря на весь ажиотаж вокруг проекта. Или что одна из крупнейших студий Warner Bros. примет радикальное решение выпустить все свои новинки 2021-го (включая новую «Матрицу», «Дюну» Дени Вильнева и «Годзиллу против Конга») одновременно на больших экранах и в стриминге.
В числе других важных последствий пандемии для сферы — новые реалии съемок (при которых Том Круз морально уничтожает членов команды за нарушение дистанции на рабочем месте, и получает одобрение от аудитории), финансовый крах кинотеатров (в США крупнейшие кинотеатральные сети оказались на грани банкротства, что уж говорить о так называемых «семейных» залах) и сумасшедший взлет онлайна.
Стриминги — это вообще те редкие счастливчики, которые действительно выиграли от COVID-19. Учитывая массовую самоизоляцию, люди стали куда активнее пользоваться интернет-платформами, в полной мере прочувствовали на себе их преимущества и со временем привыкли к такому способу кинопросмотра. Кроме того, именно в 2020-м подписка на стриминг перестала ассоциироваться с молодежью и хипстерами: в сложившихся условиях этим начали пользоваться и люди более старшего возраста, добавив аудитории веса.
Однако ошибочно полагать, что онлайн-платформы совершили такой скачок вперед исключительно благодаря пандемии. Коронавирус, безусловно, оказал существенное влияние на спурт стримингов, но по сути лишь ускорил претворение в жизнь предначертанного, а не изменил вектор развития кинобизнеса.
Так, еще во второй половине 2019 года, когда об Ухане вспоминали разве что при игре в города, перед зрителями стоял непростой выбор — на какие из множества стримингов потратить деньги. А уже в 2020-м к гигантам отрасли (Netflix, Disney+, Apple TV+ и Amazon Prime Video) добавились, например, Peacock от NBCUniversal и HBO Max WarnerMedia Entertainment, очередные крупные игроки. Одновременно с этим на последних двух «Оскарах» Netflix наделал немало шума, и его фильмы были полноценными конкурентами. Ососбенно по итогам 2018 года, когда «Рома» Альфонсо Куарона взяла сразу несколько статуэток, включая лучший фильм на иностранном языке.
В результате конкуренция между платформами выросла до космических масштабов, но именно потребители от этого только выиграли — топового эксклюзивного контента стало неприлично много, при этом цена за такое удовольствие осталась смешной в сравнении с теми же кинотеатрами (30 дней подписки обходятся в среднем примерно как один-два похода в кино).
Помимо исторического решения Warner Bros. выпустить все свои проекты 2021 года одновременно в прокат и онлайн, во время пандемии было заключено даже более важное для отрасли соглашение. Речь про многолетние сделки между Universal и крупнейшими западными киносетями, по условиям которых фильмы компании будут попадать в онлайн гораздо быстрее. Стороны договорились на следующее: те проекты студии, которые в стартовый уикенд будут собирать менее $50 млн в США, окажутся доступны для домашнего просмотра уже спустя 17 дней после премьеры, тогда как ленты, сумевшие преодолеть указанную планку, перейдут в стриминг через 31 день. Ранее данное эмбарго составляло примерно 75-90 дней, причем действовало оно на протяжении около 40 лет.
По мнению ряда западных экспертов, вся киноиндустрия вскоре начнет функционировать примерно на схожих условиях.
По сути это выгодно как самим контентмейкерам (продукция теперь не будет застаиваться в кинотеатрах месяцами, а малобюджетные фильмы и вовсе смогут попадать в онлайн всего через три уикенда после премьеры), так и кинотеатрам, которые смогут получать часть выручки с VOD-проката. И к старым условиям кинобизнес уже не вернется — вне зависимости от того, когда закончится пандемия, 90-дневное «окно» между премьерой в кино и онлайне может не рассчитывать на реинкарнацию.
А вот система, по которой в 2021-м будет работать Warner Bros., пока что мало убеждает специалистов в качестве общей для посткоронавирусной эпохи. Такой эгоцентричный подход студии к прокату грозит ей множеством исков и ухудшением отношений с представителями сферы, включая владельцев кинотеатров.
Но самое главное, что ни зрители, ни сами кинопроизводители пока не готовы полностью наплевать на большие экраны, на что недавно, к примеру, недвусмысленно намекал генеральный директор Disney Боб Чапек (и это при амбициях Disney+). Необходимость полноценного кинотеатрального релиза в привычном понимании еще некоторое время продолжит существовать как минимум для блокбастеров, просмотр которых дома и в большом зале — явно не одно и то же.
Музыка
Непростым прошедший год был и для музыкальной индустрии. В свете практически полного отсутствия концертов, что лишило артистов внушительной части ожидаемой выручки, им пришлось креативить в поисках нового способа заработка, взаимодействия с аудиторией и просто творческой самореализации. Прямой заменой офлайн-выступлениям стали онлайн-концерты, к которым до пандемии относились крайне недоверчиво. Причем если на самом первом этапе самоизоляции подобные мероприятия не особо радовали в плане качества, то уже вскоре вышли на близкий к идеальному уровень. Некоторые музыкальные эксперты считают, что подобный формат может частично сохраниться и после победы над коронавирусом. Живые выступления он, естественно, не потеснит, однако использоваться будет на порядок чаще — в том числе и по причине сравнительной простоты и дешевизны организации.
Отдельный разговор про интерактивные онлайн-концерты: такой в 2020-м, к примеру, провел в многопользовательской видеоигре Fortnite рэпер Трэвис Скотт.
Согласно СМИ, уникальное по своему наполнению шоу принесло музыканту около $20 млн, а участие в нем приняли примерно 27,7 млн уникальных пользователей. Данный формат имеет все шансы добиться в будущем широчайшей популярности. В отличие от простых онлайн-концертов, которые уступают офлайн-аналогам по многим статьям, не предлагая почти ничего взамен, музыкальные ивенты в виртуальной реальности позволяют слушателям, например, парить своей реалистичной моделькой в космосе, пока любимый исполнитель поет про путешествие на Луну. Безусловно, уникальный экспириенс. И с развитием технологий (привет консолям нового поколения) потенциальная степень вовлеченности в процесс будет только повышаться.
Наконец, главным законодателем музыкальных мод в 2020-м стал TikTok. Онлайн-платформа года фактически изменила подход артистов к написанию хитов. Теперь, чтобы песня звучала из каждой второй проезжающей мимо машины, достаточно добавить в нее короткий цепляющий хук и ждать, пока он завирусится в китайском видеосервисе (а после — обналичивать деньги со стримов). По той же причине окончательно отпала необходимость делать поп-песни длинными. Теперь двух минут с недавнего времени вполне достаточно — как и в ранние годы The Beatles.
Первые альбомы ливерпульской четверки были классическими сборниками коротких поп-хитов, чья продолжительность крайне редко превышала три минуты. И только ко второй половине 60-х The Beatles начали экспериментировать и предложили нечто иное, заложив стандарт на многие десятилетия вперед. Сегодня этот стандарт постепенно устаревает и возвращается предыдущий.