Создатель вирусного хита 2010-х «Раз-раз-раз, это хардбасс» и основатель Hard Bass School Валь Толетов рассказал, что подал иск к группе Little Big за плагиат. Об украденных сэмплах, басах, читке, флоу, стилистике и хореографии в песнях и клипах группы он заявил в видеоролике на YouTube-канале «Здесь настоящие люди». В частности, речь шла о плагиате в песнях «Pop on the top» и «Слэмятся пацаны».
«Ответчик — как нарушитель прав истца — причинил ему убытки в размере 11 млн 750 тыс. рублей», — говорится в иске.
В ролике Толетов поочередно включил фрагменты песен, чтобы убедиться в их схожести. По его мнению, группа Little Big больше нигде не могла взять такие сэмплы, потому что их авторство принадлежит Hard Bass School.
«Вот, обратите внимание на бас — идентично! Бас срезан с этой композиции! Возможно, какие-то незначительные изменения были, но этот бас был синтезирован нами — в нашем личном VST (софт для работы с музыкой — «Газета.Ru»), который мы разработали», — указал он.
Также основатель школы хардбасса выразил уверенность в том, что Little Big позаимствовала у них образ гопников и хореографию. Сумму иска он назвал справедливой, объяснив это тем, что разработать идею и собственное программное обеспечение стоит достаточно дорого. Однако ни одного прямого доказательства плагиата у Hard Bass School нет — все озвученные обвинения сводятся к тому, что отдельные детали композиций похожи, но в них внесены некоторые изменения. Музыкальный критик Юрий Лоза рассказал «Газете.Ru», что если хотя бы одна нота в одном фрагменте отличается от оригинала, это уже не плагиат.
«Любой специалист скажет, что если они хотя бы чуть-чуть изменили одну ноту, то, конечно же, это чистый пиар и никаких шансов доказать плагиат в суде нет, — уверяет Лоза. — Я не слышал об этой теме, а просто говорю об общих положениях — восемь тактов мелодии должны повториться абсолютно точно».
По словам музыканта, басы и стилистика могут повторяться «сколько угодно» — и это не будет плагиатом. Также он уточнил, что за хореографию Толетов ничего не получит, поскольку «считается, что все движения делаются людьми произвольно».
«Нельзя сказать, что хореографию изобрели вы, потому что ее никто не может запатентовать. В текстах та же самая ситуация. В своей книге я писал о том, как создаются песенные тексты — словосочетание «синий туман» встречается в сотнях произведений, как и рифма «кровь-любовь». Если вы придете в суд и скажете, что кто-то у вас партию спер, хохотать будут все. Потому что одни и те же басовые партии засемплированы и продаются в интернете», — объяснил Лоза.
Согласно его мнению, Толетов занялся иском к находящейся на пике популярности Little Big ради пиара в СМИ и возможного обогащения.
«Обычно подают на тех, у кого есть деньги, а не на тех, кто что-то украл. Поэтому Дидье Маруани судится не с композитором, а с Киркоровым, который песен не пишет, потому что у композитора нет денег, а у Киркорова есть. Вор никого не интересует — интересуют те, у кого есть деньги», — заключил Лоза.
В комментарии он упомянул судебные тяжбы между лидером группы Space Дидье Маруани и Филиппом Киркоровым. По мнению французского композитора, мелодия песни народного артиста России «Жестокая любовь» полностью повторяет его произведение «A Symphonic space dream». Музыкант, который уже несколько лет судится с Киркоровым из-за плагиата, требовал у российского певца 272 млн рублей, но суд отклонил иск.
Лидер группы «ДЕТИ RAVE» Илья Бурков, говоря с «Газетой.Ru» об иске к Little Big, выразил схожую точку зрения. По его мнению, эта ситуация — «дешевый способ хайпить на звездах мирового масштаба».
«Найти свое место под солнцем, а потом его потерять — очень неприятно. А вернуть его назад гораздо сложнее. Способ и метод возвращения выбирает каждый сам, опираясь на личный уровень морали и совести. Little Big не выйдут сухими из воды. Потому что даже в «эту воду» они не войдут по многим причинам.
Иск — чушь. Претензии — зависть. Довольно дешевый способ хайпить на звездах мирового масштаба. Можно было остаться легендой и родоначальником хардбасса в памяти людей. Видимо, он выбрал что-то, на его взгляд, [более интересное]. Хотя для многих, интересного тут мало... С хайпом, который он точно получит, нужно работать. Умеет ли он? Надеюсь, что умеет. Потому что в противном случае это будет очередной его провал в карьере.
За плагиат отвечать не сложно, когда ты уверен в том, что делал и какими методами. А в данном случае достаточно просто игнорировать подобные нападки. Суд разберется быстро. Если бы на меня подали в суд за плагиат, я бы проучил истца. Потому что эти иски — полная [фигня]. Как проучить? Затягивать суд, откладывать рассмотрение, встречный иск за клевету. Суды — дело недешевое. Пусть платит. Жизнь очень неприятная из-за вот таких «истцов». Всегда найдется тот, кто захочет напасть на тебя. Но раз уж на тебя напали, защищаться нужно жестко, методично и хладнокровно».