Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Современный театр: порнография или искусство?

Как современный театр провоцирует зрителя наготой и сценами насилия

В начале сентября в театральной среде прогремел скандал: в Екатеринбурге спектакль «Ревизор» Петра Шерешевского посчитали порнографическим из-за обнаженных актеров и сцен насилия. По информации СМИ, на постановке также присутствовали дети. «Газета.Ru» рассказывает о стремлении современного театра к провокации и о том, почему нагота — не новый прием в искусстве.

В начале сентября в Театре юного зрителя в Екатеринбурге разгорелся скандал после показа экспериментального спектакля «Ревизор» Петра Шерешевского.

В одной из сцен после свадьбы Хлестаков срывает одежду со своей молодой жены и насилует ее. Как утверждает местное издание «Правда УрФО», на сцене присутствовали обнаженные мужские тела, а в самом зале было много детей.

Комментируя ситуацию, арт-директор фестиваля «Реальный театр», в рамках которого и был показан спектакль, Олег Лоевский заявил, что мероприятие проходило с указанием возрастного ограничения «18+».

«Мое мнение — соблюдайте законы. Если написано «18+», то и ведите на спектакль тех, кому 18+. Написано не ходить на красный свет, не ходите на красный свет. Прошли — не удивляйтесь. Вполне возможно, что пришел ребенок с мамой. Мама думает, что это классический «Ревизор», — приводит его слова РИА «Новости».

Аналогичная ситуация произошла с постановкой Шерешевского в 2018 году. Тогда один из зрителей написал гневное письмо на сайт губернатора региона, призвав цензурировать спектакли из-за раздетых артистов.

Вопрос о том, где проходят этические границы в отношении современного театра, продолжает вызывать ожесточенные споры.

Режиссеров критикуют за чрезмерное увлечение эротизмом, а откровенные сцены принимают за слабый прием. Казалось бы, что голые тела на сцене уже давно перестали восприниматься как эпатаж. Кирилл Серебренников с «Машиной Мюллер» или Максим Диденко с радикальным экспериментом «Коллайдер», — постановки, в которых артисты выступают голыми, провоцируют тем самым дискуссию на тему: «порнография или эстетика?».

Однако использование наготы — распространенный прием в искусстве. В книге «Эстетика перформативности» немецкий театровед Эрика Фишер-Лихте подробно анализирует категории спектакля и перформанса. Она отказывается утверждать, что они — единый жанр, но, тем не менее, выделяет в отношении обоих в качестве главной характеристики перформативность.

Известная на весь мир «бабушка перформанса» Марина Абрамович, чьи работы успешно ставились и в театрах, не раз обращалась к телесности и наготе как визуальному средству.

В 1977 году художница и ее партнер Улай провели перфоманс «Случайные факторы» («Imponderabilia»). В ходе него обнаженные мужчина и женщина встают в дверном проеме так, чтобы входящий мог пройти между ними. Таким образом, каждый посетитель мог выбрать, к кому из участников перформанса повернуться лицом, смотреть ли им в глаза или вообще не входить в галерею.

Как и в перформансе, в современном театре не может быть «четвертой стены» — действие прежде всего направлено на зрителя и его реакцию. Между театром и перфомансом все чаще наблюдается возможность слияния, а обозначенные границы, как правило, оказываются размытыми. Так, Марина Абрамович и другие перформансисты изобретают термин «ре-перформанс», который предполагает, что действия могут повторяться несколько раз. Для обоих направлений обнаженное тело воспринимается как своего рода особый костюм, свободный от условностей и рамок.

Может ли быть цензура в современном искусстве? В каком-то смысле цензура — это и есть возрастная маркировка любого содержания и распространяется она, в том числе, на театральные постановки.

Вопрос о морально-нравственных критериях современного искусства — одна из спорных тем в Минкультуры России. В 2017 году экспертная комиссия по вопросам театра Общественного совета (ОС) предложила разработать закон о морально-этических нормах культуры. В русле этого проекта — сохранение русского психологического репертуарного театра. Двумя годами ранее, в 2015-м, Общественной палата России намеревалась создать художественный совет, который выносил бы вердикты по репертуарам федеральных театров.

В то же время пока общественные деятели решают, как бороться с искусством, которое с годами становится все менее «конвенциональным», театральный истеблишмент вовсю смотрит на экспериментаторов и искателей новой формы. Иммерсивный, сайт-специфический, пластический, документальный, визуальный — современный театр постепенно вытесняет традиционный. Об этом говорит и список лауреатов прошедшей в апреле премии «Золотой маски». Классические постановки, в числе которых «Пиковая дама» и «Маскарад», даже не были номинированы ни в одной категории. Главная награда в номинации «Лучший спектакль» вовсе ушла к молодому режиссеру Виктору Рыжакову и его спектаклю «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», который сами создатели назвали «революционным».

Новости и материалы
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Все новости