Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Гнать такого из института»: почему Кир Булычев скрывал свое имя

Как фантаст «отец» Алисы Селезневой предсказал свою смерть

Писатель-фантаст и ученый-востоковед Игорь Можейко, публиковавший свои произведения под псевдонимом Кир Булычев, не верил в возможность предсказания будущего, однако смог определить, что не проживет дольше своего отца: он умер 5 сентября 2003 года, также — в возрасте 68 лет. «Газета.Ru» рассказывает, как Булычев придумал школьницу из будущего по имени Алиса, завоевавшую ему популярность у детей, которым было суждено «стать взрослыми в будущем веке».

Писатель Кир Булычев, автор серии научно-фантастических книг о жизни школьницы Алисы Селезневой в Москве конца XXI века, написал первую повесть о своей главной героине еще в 1965 году, однако до 1980-х годов старался не афишировать свое авторство и настоящее имя — Игорь Можейко.

На момент создания «Девочки, с которой ничего не случится», он успел окончить Московский государственный институт иностранных языков, проработать два года в Бирме (современная Мьянма) в качестве переводчика и корреспондента агентства печати «Новости» и защитить кандидатскую диссертацию о Паганском царстве, существовавшем на территории Мьянмы с XI по XIII века.

Занимаясь карьерой в научных кругах, он опасался, что детские фантастические рассказы могут испортить его репутацию в глазах «серьезного» академического сообщества. Специально для этого он взял себе псевдоним Кирилл Булычев, который со временем сократился до Кира Булычева.

«Я в то время начал работать в Институте востоковедения и очень живо представил себе, что будет. Прочтут рассказ в институте — и выяснится, что младший научный сотрудник, который сбежал из колхоза, прогулял овощебазу, не явился на профсоюзное собрание и отнесся не по-товарищески к известной красавице Ивановой, еще и пишет фантастику! Гнать такого Можейку из института! В общем, я испугался», — признавался он.

Его дочь в интервью сайту kp.ru объясняла опасения отца отсутствием членства в Союзе писателей — без него он не мог в случае потери места в институте профессионально заниматься творчеством и рисковал оказаться в статусе тунеядца, за что в СССР была предусмотрена соответствующая статья. При этом больших проблем с цензурой, по ее словам, он не испытывал, в отличие от других коллег по цеху, таких как братья Стругацие, несмотря на то, что придерживался совсем не провластных взглядов.

«Стругацкие очень политизированные. Но и их издавали — маленьким тиражом. А папины книжки про Алису были вполне детскими. Их печатали с удовольствием. Папа в творчестве был далек от политики. Хотя не вступал в партию и даже в Союз писателей, потому что эта организация в свое время изгнала Пастернака и Ахматову», — рассказывала она.

«Кир Булычев» — сочетание имени жены писателя и фамилии его матери. А главной героине он дал имя в честь своей дочери. По его словам, глядя на нее он задумался о то, что будут читать дети, которым предстоит жить в эпоху будущего.

«Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звездам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают все про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке», — говорил Булычев.

Однако решение всерьез заняться литературой он принял после публикации рассказа, который не был связан с Алисой. В середине 1960-х Булычев сотрудничал с журналом «Вокруг света», где печатались его материалы на исторические и географические темы под настоящей фамилией.

В 1966 году руководство журнала запустило в производство обложку альманаха-приложения «Искатель», на которой был изображен динозавр в банке. Эта картинка была иллюстрацией к переводному рассказу, который в последний момент не пропустила в печать цензура, поставив журнал в сложное положение.

«В редакции началось что-то вроде паники. И тогда несколько человек, и я в том числе, взялись срочно написать рассказ под этот рисунок. Наутро я принес рассказ в редакцию, и он был напечатан под названием «Когда вымерли динозавры», — вспоминал Булычев.

В самом рассказе речь шла о корреспонденте, который обнаружил во время своей работы на Дальнем Востоке, что динозавры не вымерли, а лишь сильно измельчали. В финале он появлялся в редакции, держа в руках банку с одним из них.

О том, что под именем известного писателя скрывается ученый-востоковед стало известно в 1982 году, когда его указали в списках к награждению Государственной премией СССР за работу над сценарием фильма «Через тернии к звездам».

В то же время вышел мультфильм «Тайна третьей планеты», а в середине 1980-х советские зрители увидели пятисерийный фильм «Гостья из будущего», снятый по мотивам повести «Сто лет тому вперед», которому суждено было стать одной из последних страниц советского мифа о настоящем и будущем.

Фразы персонажей пошли «в народ», герои стали каноническими для детской кинофантастики, а исполнительница главной роли Наталья Гусева моментально завоевала сердца детей по всей стране.

«Почитатели таланта звонили, писали. После выхода фильма «Гостья из будущего» приходили письма такого содержания: «Игорь Всеволодович, я люблю Наташу Гусеву. Сообщите, пожалуйста, ее номер телефона и адрес». Один двенадцатилетний мальчик даже хотел на ней жениться. Забавно...» — рассказывала дочь писателя об этом периоде изданию «Факты».

Несмотря на выбранный жанр, к плодам технического прогресса сам фантаст относился с серьезным скепсисом — компьютеру предпочитал печатную машинку, мобильным телефоном пользовался только по необходимости и даже не садился за руль автомобиля.

«Папа вовсе не собирался предугадывать будущее. Он шутил: «Мужчина о будущем рассуждает так: «Пойти ли завтра на службу? Ну завтра и решим». А женщина в апреле расталкивает ночью мужа и спрашивает: «Что мне надеть на Новый год?» Дамы заглядывают в будущее куда дальше» — делилась воспоминаниями его дочь.

Несмотря на отсутствие веры в возможность предсказать будущее, сам он достаточно точно дал прогноз относительно своей собственной смерти.

«Отец прожил 68 лет. Знаете, несмотря на оптимистический склад характера, у него была нехорошая установка, что долго он не проживет. Говорил: «Мой отец умер в 68 лет. Думаю, и я дольше не проживу» — рассказала его дочь.

Писатель умер 5 сентября 2003 года после продолжительной онкологической болезни. После его смерти была учреждена премия имени Кира Булычева, которая вручалась за гуманизм и высокий литературный уровень художественных произведений, а в качестве награды победители получали маленькую бронзовую пишущую машинку — его любимый рабочий инструмент.

Новости и материалы
Волгоградская пенсионерка поверила мошенникам и лишилась 3 млн рублей
Путин согласился, что дети растут в большой зависимости от смартфонов
Путин внес изменения в состав совета по культуре и искусству
В Запорожской области годовалая девочка с братом выпали из окна пятого этажа
Блогер разобрал смартфон Google Pixel 8a, чтобы оценить простоту его ремонта
Нигерийка сделала самый широкий парик в мире
Путин поручил повысить компенсации при потере имущества в ЧС
В Вашингтоне эвакуировали штаб-квартиру республиканцев после «подозрительной посылки»
В Грузии указали на желание ряда стран Запада втянуть страну в войну с Россией
Продюсер назвал самый успешный зарубежный аналог «Фабрики звезд»
Суд назначил 4,5 года колонии уроженцу Казани за попытку поджога военкомата на Ставрополье
Россия нарастила экспортные поставки нефти
Ученые разработали новый способ восстановления костей
Самки и самцы мышей по-разному воспринимают чужую боль, выяснили ученые
Адвокат подал жалобу на приговор по делу жены главреда «Новой газеты — Европа»
Названы регионы – лидеры по качеству жизни
Стало известно, как страны Запада обогащаются за счет климатической помощи бедным
В смоленском УФСИН объяснили отправку Ильи Яшина в ШИЗО
Все новости