Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Стоячая вода покрывается тиной»: Максим Диденко о классическом театре

Режиссер Максим Диденко о традиционном театре и современном перформансе

Лауреат премии «Золотая маска» Максим Диденко в интервью «Газете.Ru» предсказал судьбу классического театра в России, предложил пути развития современных постановок и признался в любви к Кириллу Серебренникову. Режиссер также рассказал о своем новом радикальном эксперименте «Коллайдер» под музыку популярной группы Shortparis, который будет представлен на фестивале современного искусства «Форма» 28 июля.

— Чем вас привлекает визуальный театр?

— В первую очередь, красотой. Во вторых, интернациональностью, отсутствием зависимости от структуры языка. Визуальное понятно всем.

— Действительно ли драматургия сейчас уходит в прошлое?

— Все смертно, но тем не менее есть традиция. Я в некотором смысле ощущаю себя ее носителем.

На первый взгляд, я действительно какие-то вещи «ломаю», но на самом деле это — абсолютное продолжение традиции. Например, все, что касается преподавания и того опыта, который я получил в своей жизни, я считаю необходимым передать другим людям.

Когда одна форма искусства умирает, она перерождается в другую, но при этом корнями уходит в почву, в которой все эти руины находятся. Никакие застывшие формы невозможны, и театр как живое явление всячески развивается. Меняются люди — меняется театр.

— Есть жанр, в котором вы еще не работали, но очень бы хотели?

— Опера, кино, музейное искусство, в том числе инсталляции. По поводу кино — есть несколько идей, некоторые из них уже находятся в процессе воплощения. Вообще с видео я экспериментирую довольно много: в 2018 году я представил проект «Asmodeus», в котором шоу происходит в прямом эфире, а за его развитие отвечает зритель.

Что касается художников, то меня очень впечатляет венский акционизм (авангардное движение 60-х). Нравится Паша Пепперштейн, особенно его «Мавзолей».

— Вы в одном из интервью говорили, что слабая сторона русского театра в том, что он ужасно консервативен и закрыт от нового, свежего и интересного. Изменилось ли ваше мнение с тех пор?

— Нет. Конечно, всякий театр замкнут в себе, но, находясь в Европе, я понимаю, что там происходит такой интенсивный обмен между культурами, которого в России нет. Скорее всего, в силу тех политических изменений, которые произошли в нашей стране. Консервация только усилилась.

В последнее время происходит что-то печальное: отмена оперы Альбана Берга «Лулу» (совместный проект Диденко и дирижера Теодора Курентзиса), которая должна была открыть Дягилевский фестиваль, уход Курентзиса из пермского оперного театра.

— Какой из этого выход?

— Не знаю. Для российской культуры важно раздвигание границ и коммуникация с миром. Ведь и стоячая вода в итоге начинает покрываться тиной и адски вонять (смеется).

— Когда в последний раз на вас театр оказывал сильное впечатление?

— Два года назад в Амстердаме меня очень потряс спектакль Димитриса Папаиоанну «Великий укротитель». Его также показывали в рамках фестиваля NET в Театре Наций. В постановке много обнаженных тел, что российская публика восприняла очень напряженно. В Амстердаме зал реагировал спокойнее. Это внутренне меня освобождало: находиться в обществе, которое не просто воспринимает, а принимает.

— Насколько восприятие зависит от места, в котором проходит в спектакль?

— Максимально. Театр — это та вещь, в которой зритель является соучастником, даже если и пассивным. Обмен энергией имеет первостепенное значение.

— А из российских режиссеров кто-то удивил?

Кирилл Серебренников и его «Барокко». Потрясением я бы это не назвал, но было безумно интересно смотреть спектакль.

Я очень уважаю и люблю его за то, что он делает. Вообще в театр я хожу крайне редко и выборочно. Мне просто лень. Я и так провожу в нем слишком много времени. А сидеть в полумраке и смотреть что-то — достаточно болезненный опыт.

— В описании вашего нового эксперимента «Коллайдера» звучат следующие строчки: «Как Большой Адронный Коллайдер призван расщепить ядро атома, так сотня перформеров призваны расщепить ядро музыки танцем». Что же это все-таки такое?

— Это такая дионисийская мистерия под музыку Shortparis.

— А перфомансом это можно назвать?

— Скорее, акцией. Она пройдет единожды и маловероятно, что когда-либо повторится.

— Как возникла идея сделать нечто подобное?

— Очень сложно ответить на вопрос, как идея приходит в голову. Все состоит из таких мелочей и непонятно, что является изначальным импульсом. Вероятно, самым первым стимулом была моя любовь к музыке Shortparis. Кроме того, участие группы на фестивале было единственным условием, которое я выдвинул организаторам.

— Расскажите, пожалуйста, про ваше знакомство.

— Я ставил спектакль «Текст» в Театре им. Ермоловой, и хореограф Ирина Га показала мне видео. Это было выступление Shortparis в Петербурге в каком-то подвале, где они стояли в кругу, плясали и играли свою музыку, что меня невероятно потрясло. Я удивился, что такое еще возможно в современной России.

— Как ребята восприняли идею?

— Мы договорились, что собираемся сделать совместный проект. Затем я встретился с Николаем [Комягиным, лидером группы] на их концерте в Берлине, обсудил саму концепцию. Это было весьма вдохновляюще. Мне в этом смысле очень легко с Николаем, он умный и интересный человек.

— Можно ли считать «Коллайдер» чем-то революционным в отношении того, что вы делали ранее?

— Для меня это в каком-то смысле акция самосожжения. Я достаточно продолжительное время находился в системе русского репертуарного театра и в этой форме закостенел. Было важно эту закостенелость преодолеть и высвободить сжимаемую всем этим временем энергию.

Поскольку я начинал как акционист, жил в сквоте и, вообще, переход в официальную культуру был местами очень болезненным, то для меня «Коллайдер», в первую очередь, акт очищения.

— И что следует за «самосожжением»?

— Перерождение. Я вижу необходимость самосожжения, а во что это превратится — сказать сложно. Хочется верить, во что-то прекрасное.

Новости и материалы
В Кремле объяснили предложение Путина провести «технологическую дуэль» с Западом
В Федерации хоккея оценили допуск российских фигуристов на Олимпиаду-2026
У берегов Керчи убраны пятна мазута
В МИД оценили возможность назначения посла России до инаугурации Трампа
Volkswagen сократит 35 тысяч рабочих мест к 2030 году
Путин поговорил с главой Татарстана после атаки на Казань
На Украине обучают ИИ для управления дронами
Один из лидеров «Динамо» может покинуть клуб
Умерла актриса Ирена Баженова
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск
В МИД РФ прокомментировали заявления Румынии про вмешательство России в выборы президента
Захарова назвала блюдо, которое приготовит на Новый год
Ученые объяснили парадоксальную природу отрицательного времени в квантовом мире
Зеленский назначит скандального посла Мельника постпредом Украины при ООН
Маск рассказал, кто «крайне подвел» немцев
Шольца освистали в Магдебурге после теракта
Байден подписал закон о временном бюджете США
В Москве задержали бывшего замминистра просвещения
Все новости