Что произошло?
Американская поп-певица Тейлор Свифт опубликовала в своем тамблере пост, где отреагировала на переход лейбла Big Machine Label Group под крыло компании Ithaca Holdings, принадлежащей продюсеру Скутеру Брауну. На Big Machine Свифт выпустила свои первые шесть альбомов; права на мастер-записи этих пластинок также перешли Ithaca в рамках сделки на $300 млн.
Артистка назвала произошедшее «худшим из всех сценариев». Она отметила, что в течение нескольких лет пыталась договориться с Big Machine и выкупить права на свою музыку, однако взамен ей предлагали «отработать» каждый из шести дисков, выпустив новые. По собственному признанию, Свифт давно смирилась с тем, что глава лейбла Скотт Борчетта рано или поздно продаст ее мастер-записи кому-нибудь еще, однако «в самых страшных кошмарах представить не могла», что покупателем окажется Скутер Браун.
Певица обвинила продюсера в многолетней травле, вспомнив свой давний конфликт с Ким Кардашьян и Канье Уэстом. В 2009 году на премии MTV Video Music Awards Уэст прямо во время речи Свифт (она победила с клипом «You Belong With Me») заявил, что в большей степени награду заслуживает ролик Бейонсе «Single Ladies (Put a Ring On It)». В течение последующих лет исполнители то мирились, то ссорились. В 2016-м рэпер выпустил песню «Famous», где он читал, что «сделал эту сучку знаменитой», имея в виду Свифт.
Уэст заявил, что в течение часа беседовал с артисткой по телефону по поводу трека. По его словам, Свифт нашла ту строчку забавной. Сторона певицы категорически это отрицает. Через несколько месяцев вышел клип на «Famous», где появлялась восковая фигура Тейлор Свифт с оголенной грудью. Тогда к конфликту подключилась жена рэпера Ким Кардашьян. Она утверждала, что Свифт целиком и полностью одобрила песню Уэста. Вскоре после этого Кардашьян выложила фрагмент записи телефонного разговора своего мужа с певицей, где та действительно в положительном ключе высказывается о треке. Свифт заявила, что о той строчке ничего не знала.
В своем недавнем заявлении артистка вернулась к этим событиям, отметив, что после публикации телефонного разговора Скутер Браун с двумя своими подопечными — Канье Уэстом и Джастином Бибером — занялся ее онлайн-травлей.
В конце публикации Свифт добавила, что довольна текущим сотрудничеством с лейблом Republic Records (он принадлежит Universal Music Group; певица подписана на него с ноября 2018 года). «Надеюсь, молодые исполнители и дети с мечтами о музыке прочтут это и узнают, как лучше защищать свои интересы при переговорах. Вы заслуживаете обладать вашим искусством», — заключила она.
В ответ на публикацию Свифт Джастин Бибер выступил в защиту Брауна. При этом он извинился за свой старый пост в инстаграме, скриншот которого певица прикрепила к заявлению. Музыкант назвал его «безвкусным и бесчувственным». Кроме того, он попросил не обвинять в случившемся Канье Уэста — тот, по словам Бибера, наоборот отговаривал его и говорил «не шутить так». Также артист добавил, что они с Брауном желают Свифт только лучшего, и предложил обсудить все разногласия лично, а не в Сети. На его взгляд, решение певицы выступить публично может спровоцировать травлю Брауна со стороны фанатов Свифт, и тем самым она «переступила черту».
В поддержку исполнительницы высказались Шер, Кэти Перри, Майли Сайрус, Игги Азалия, Холзи, Кара Делевинь и другие знаменитости. К словам Бибера присоединились жена Брауна Яэль Коэн, жена Бибера Хейли Болдуин и его менеджер Эллисон Кей, а также певица Деми Ловато, недавно подписавшая контракт с продюсером. Фигурировавшие в заявлении Свифт Канье Уэст и Ким Кардашьян, а также сотрудничающие с Брауном артистка Ариана Гранде и модель Карли Клосс пока никак не прокомментировали ситуацию (выложенная Гранде инстаграм-история оказалась фейком).
Почему это важно?
Тейлор Свифт — далеко не первая исполнительница, которая сталкивается с подобным. Музыкантам крайне редко удается полностью выкупить права на собственную музыку: такое смогли осуществить, например, Джей-Зи, Рианна, (артист, ранее известный как) Принс и Фрэнк Оушен. Чаще всего попытки вернуть себе свое творчество приводят к затяжным и изнурительным судебным процессам.
В большинстве случаев мастер-записями исполнителей владеет лейбл, с которым у артиста заключен контракт. То есть, сами по себе песни принадлежат музыканту, а в записанном и готовом к выпуску виде они являются собственностью компании. Как отмечает издание Pitchfork, владельцы прав на мастер-записи также обычно ответственны за их хранение на носителях. Эта тема совсем недавно обсуждалась в новостях после выхода расследования The New York Times, где утверждалось, что в результате пожара на Universal Studios в Голливуде 11 лет назад были утрачены полмиллиона оригинальных записей песен 800 артистов. После публикации этого материала многие музыканты подали на Universal в суд.
В обмен на передачу прав на мастеры лейблы продвигают и поддерживают своих артистов. Компании зарабатывают на распространении и лицензировании выпущенной музыки, а когда выплаченный исполнителю аванс отбивается, он начинает получать отчисления с реализации.
В то же время авторы обычно (хотя бы частично) сохраняют авторские права на свою музыку (здесь в игру вступают музыкальные издательства, о которых нужен отдельный разговор; самые крупные — Sony/ATV, Universal и Warner/Chappell). Благодаря этому они могут частично контролировать то, как она используется. Например, когда запись лицензируется для фильма или телесериала, автор дает право на использование композиции, а лейбл — на использование записи.
Судя по всему, Тейлор Свифт потеряла права на свои мастер-записи в 2005 году, когда в возрасте 15 лет подписала соглашение с Big Machine. На этом лейбле она выпустила все шесть имеющихся на данный момент альбомов. Релиз последнего — «Reputation» — состоялся в 2017 году. В 2018-м ее контракт с Big Machine истек, после чего она анонсировала переход под крыло Republic. В ее заявлении отмечалось, что по условиям нового контракта она будет обладать правами на все будущие мастер-записи. В своей недавней публикации Свифт подчеркнула, что отказалась от предложения Big Machine «отработать» свои старые альбомы, поскольку знала, что Скотт Борчетта вскоре продаст компанию, — «а значит, ее саму и ее будущее».
В своем ответном заявлении Борчетта заявил, что в упомянутой несостоявшейся сделке речь шла не о количестве альбомов, а о количестве отработанного на лейбле времени. По его словам, это было лучшее, что он мог предложить, учитывая вес Свифт в рамках самого лейбла (в прошлом году издание Variety сообщало, что каталог певицы приносит компании 80% всего дохода). «У Тейлор были все шансы в мире владеть не только своими мастер-записями, но и каждым видео, фотографией, всем, что связано с ее карьерой, — отметил он. — Она решила уйти».
Свифт также подчеркивала, что не была уведомлена о сделке заранее, и ей не предлагали выкупить свой каталог. Борчетта опроверг это заявление и сказал, что написал певице о готовящемся соглашении, а также уточнил, что отец артистки, являющийся акционером Big Machine, тоже был в курсе происходящего.
Хотя проблема, с которой столкнулась Свифт, является одной из старейших в музыкальном бизнесе, ее случай может привести к существенным изменениям в будущем. После публикации певицы о похожих историях в их карьерах рассказали Скай Феррейра и Холзи. По мнению Pitchfork, Тейлор Свифт настолько влиятельна как бренд, что всей индустрии с финансовой точки зрения выгодно прислушиваться к ее высказываниям.