Рейв
Пожалуй, самый интересный пункт программы Beat Film Festival — фильм с созвучным названием «Биты» («Beats»). Шотландия, 94 год, лето. Два друга, которых жизнь всеми силами разводит в разные стороны. Одна большая последняя вечеринка. И на фоне — огромная рейв-культура, сияющая в своем зените. Это единственная художественная лента в лайн-апе смотра, но не единственная на эту тему.
Сразу два фильма посвящены клубному Берлину: «Симфония настоящего» («Symphony of Now») в целом расскажет о городе, удерживающем титул мировой техно-столицы, а «Берлинский фейсконтрольщик» («Berlin Bouncer») сосредоточится на легендарных стражах рейв-цитаделей — Свене Марквардте, Смайли Болдуине и Фрэнке Кюнстере.
Еще одна важная позиция — «Рейв-бунт» («Raving Riot») Степана Поливанова, хроника прошлогодней микрореволюции в Тбилиси, которую спровоцировали жесткие рейды на клубы «Басиани» и «Галерея». Танцующие перед перед зданием грузинского парламента рейверы в итоге вынудили министра внутренних дел лично перед ними извиниться.
Музыка и музыканты
В этом году будут и прославившие фестиваль документальные байопики важнейших музыкантов. Названия некоторых говорят сами за себя: «Дэвид Боуи: Путь к славе» («David Bowie: Finding Fame»), «Пи Джей Харви: Пес по кличке Деньги» («A Dog Called Money»), «Майлс Дэвис: Рождение нового джаза» (Miles Davis: Birth of the Cool»). В ленте «Вудсток: Три дня, изменившие поколение» («Woodstock») речь пойдет не о каком-то конкретном исполнителе, но тут тоже объяснять ничего не надо.
Картину «Сонграйтер» («Songwriter») сделал двоюродный брат Эда Ширана. Почти десять лет съемок — и до недавнего времени доступные только членам семьи архивные кадры. Тем, кто собирается этим летом пойти на первый концерт Ширана в России, — смотреть обязательно (заодно почитайте наш материал о главных музыкальных событиях трех следующих месяцев). Ценителям современной поп-музыки стоит также обратить внимание на «Аврору» («Once Aurora») — небольшой док о 17-летней норвежской певице, преодолевающей кризис второго альбома (спойлер: успешно, послушайте первую часть пластинки «Infections of a Different Kind»).
Наконец, стоит сходить на «Рудбоя» («Rudeboy: The Story of Trojan Records»), где излагается история важнейшего британского лейбла Trojan Records, сделавшего регги и ска мировым достоянием. Также можно будет сходить на вечеринку серии Beat Night, где выступят Trojan Sound System и Дон Леттс.
(Поп-)культура
«Не мешайте, я смотрю MTV» («Biography: I Want My MTV») удовлетворит интерес тех, кому катастрофически не хватило фильма Юрия Дудя о русской версии легендарного музыкального канала. Лента «Студия 54» («Studio 54») также призвана восстановить справедливость и рассказывает подлинную историю (в 1998-м выходило ее художественное переосмысление) знаменитого нью-йоркского ночного клуба.
«Зона» («Zona») анализирует неформальную культуру постсоветского пространства с 1991 года до наших дней — при участии критика Артемия Троицкого, основателя «Птюча» Игоря Шулинского, рэпера Хаски и других. Тем, кому интереснее культура западная, может прийтись по душе «Ромком» («Romantic Comedy»), где писательница и феминистка Элизабет Сэнки препарирует романтические комедии и свергает стереотипы, которые этот жанр исповедовал десятилетиями.
По следам «Оскара» и «Сандэнса»
В последнюю категорию вошли фильмы, так или иначе фигурировавшие на премии «Оскар» и фестивале независимого кино «Сандэнс». Главным пунктом здесь становится «Фри-соло» («Free Solo»), взявший награду Американской киноакадемии как лучшая документальная лента. В нем рассказывается о скалолазе Алексе Хоннольде, первым из людей самостоятельно взобравшемся 2307-метровую гору Эль-Капитан в национальном парке Йосемити. Также на Beat Film Festival покажут конкурента «Фри-соло» по «Оскару» — докудраму «Соберись перед прыжком» о трех друзьях-скейтерах. Снял его, что примечательно, один из этих самых друзей. Эта картина оказалась в списке 15 лучших лент 2018 года по версии Барака Обамы.
Фильм «Три одинаковых незнакомца» («Three Identical Strangers») экранизирует историю тройняшек, разделенных при рождении и узнавших о своем родстве только в зрелом возрасте. Он взял на «Сандэнсе» спецприз жюри.
И еще одна лента наград не получила, но была отмечена критиками. Речь о байопике «С вами Майк Уоллес» («Mike Wallace Is Here») о человеке, который в 2005 году интервьюировал Владимира Путина, а задолго до этого определил всю сегодняшнюю тележурналистику.