Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В огне твоих расширенных зрачков: о чем «Экстаз» Гаспара Ноэ

Почему стоит посмотреть «Экстаз» Гаспара Ноэ: рецензия «Газеты.Ru»

В российский прокат выходит «Экстаз» Гаспара Ноэ — полуторачасовая вечеринка под хаус и техно 90-х, которая в какой-то момент оборачивается жутким бэд-трипом, не щадящим никого. «Газета.Ru» посмотрела ленту и рассказывает, почему пропустить новинку от автора «Необратимости» и «Входа в пустоту» будет преступлением.

Гаспар Ноэ предельно честен со зрителем. Первая сцена «Экстаза» — длинноволосая брюнетка ползет по белоснежному снегу, оставляя за собой кровавое молочно-малиновое месиво. То, что мы увидим в ближайшие полтора часа, ничем хорошим не закончится — во всяком случае, для людей по ту сторону экрана. Финальные титры — самая скучная часть, с которой режиссер разделывается при первой же подвернувшейся возможности.

С формальностями покончено. Небольшая прелюдия в виде нарезки интервью с действующими лицами — участниками танцевальной труппы, которая готовится к американскому турне. Нарезка демонстрируется на экране старенького телевизора, вокруг которого Ноэ расположил небольшую библио- и синематеку — каждое заглавие здесь, конечно, оказалось не случайно, и вся эта внушительная коллекция помещает «Экстаз» в определенный художественный контекст, разбирать который интересно, но, в сущности, не обязательно.

После этого фильм окончательно начинается — помпезно, с шиком и блеском. Диджей Дэдди (в жизни тоже диджей по имени Кидди Смайл) заряжает великую «Supernature» Черроне (в «Экстазе» используется не издававшаяся ранее инструментальная версия трека, которая, кажется, даже мощнее оригинала). Труппа в последний раз прогоняет свой номер перед гастролями. Это единственная сцена, которую поставили хореографы, — дальше будет только жуткая в своей свободности импровизация.

Танец завершается, и герои разбредаются по углам актового зала. Сегодня последняя возможность отдохнуть — по этому поводу накрыт стол и приготовлена сангрия. Местами милый, местами пошловато-мерзкий смолл-ток — словом, обычная полупьяная болтовня, которая вроде и не слишком интересная, но каким-то образом затягивает. Причем настолько, что не сразу понимаешь, что что-то не так, — бэд-трип подступает незаметно, но неотвратимо.

Кто-то подмешал в сангрию кислоту. Когда этот факт выясняется, вспоминаешь, кто сидел в режиссерском кресле, все становится на свои места, — а потом стремительно разваливается на части.

Безусловно, первое, с чем хочется срифмовать «Экстаз», — «Вход в пустоту», галлюциногенная экранизация «Тибетской книги мертвых», поставленная Ноэ около десяти лет назад. Однако если в ленте 2009 года мы наблюдали за происходящим от первого лица, глазами души, покинувшей умерщвленное тело молодого наркодилера и метающейся по неоновому ночному Токио, то здесь камера танцует вокруг героев, предлагая взглянуть на творящуюся вакханалию со стороны.

Парадоксально, но во втором случае погрузиться в происходящее с головой выходит даже лучше — оператор Бенуа Деби, который работал над четырьмя из пяти фильмов Ноэ, на этот раз смог заставить зрителя полностью забывать о своем существовании.

Другое отличие от «Входа в пустоту» заключается в том, что «Экстаз» периодически начинает быть невероятно смешным, от чего испытываешь странное чувство удовольствия, смешанного со стыдом. Предугадать, что будет в следующем кадре, практически невозможно (в конце концов, таинственный злоумышленник кислоты явно не пожалел), и из-за этого оторваться от происходящего не получается ни на минуту.

В «Экстазе» нет традиционно присущей фильмам Ноэ невыносимости — или, по крайней мере, она не доводится до кульминации, так как кульминирует тут нечто иное — бесконтрольная трансовость, отсылающая к древним религиозным ритуалам и практикам.

В принципе, все это можно в том или ином смысле обозвать танцем: сначала это действительно впечатляющий хореографический номер, затем он мутирует в беспрерывное и не подвластное ничему движение. Там, где танец, — там и музыка, и в данном случае она заслуживает отдельного разговора: у неравнодушных к хорошей электронике саундтрек может надолго осесть в плейлисте. Что особенно любопытно — Ноэ заполучил к себе в команду Тому Бангальтера из Daft Punk, важнейшую фигуру французского хауса 90-х, который ради «Экстаза» решил тряхнуть стариной и сочинил шестиминутный хоррор с едким в контексте сюжета ленты названием «Sangria».

Еще одно в некоторой степени музыкальное достоинство картины — присутствие диджея Кидди Смайла, который выступил не только супервайзером проекта, но и исполнил одну из ролей (в общем-то, сыграл практически самого себя). ЛГБТК-активист и популяризатор культуры вог-балов во Франции Кидди в «Экстазе» местами даже затмил фантастическую Софию Бутеллу, героиню которой с натяжкой можно назвать главной.

Наконец, странно будет не упомянуть российскую танцовщицу Шарлин Темпл, приглянувшуюся Ноэ на одной из парижских тусовок, — впрочем, ее имеет смысл именно что упомянуть, так как на фоне остальных ярких героев и героинь она существенно не выделяется (но и не должна).

Собственно, профессиональных актеров в «Экстазе» — раз, два и обчелся, однако то ли кастинг настолько удался, то ли режиссер из любого способен выцедить необходимую ему интонацию, — но ленте это ни капли не мешает. Работы Ноэ вообще с одной стороны сложно назвать полноценным кино, с другой — не назовешь иначе как Кино с большой буквы, так как француз-аргентинец использует все кинематографические инструменты на полную катушку, а затем еще и добавляет сверх счета на чай. На выходе получается что-то, что довольно сложно осмыслить, — но что определенно является мощным опытом: духовным, эмоциональным — каким угодно.

В «Экстазе» не составит труда усмотреть лекцию о вреде наркотиков с бодро сделанной презентацией или риторический вопрос о значимости и актуальности европейских, французских и вообще общечеловеческих ценностей, но по сути это скорее изящная и подробная реконструкция сильнейшего коллективного переживания — просто в данном случае катализатором выступил наркотик. Проще говоря, с тем же успехом это могло быть кино об индейцах-шаманах или баптистских проповедниках, — но рейвовые 90-е Ноэ оказались, видимо, понятнее и ближе.

Почти так же незаметно, как начался, бэд-трип подходит к концу. Финал. По пространству разбросаны искореженные отступающим приходом тела. Играет акустический кавер на «Angie» The Rolling Stones. Синтетический наркотик закончился, закончилась и синтетическая музыка, закончился и «Экстаз». Но как и всякий сильный бэд-трип — он вряд ли когда-нибудь забудется.

Новости и материалы
Стас Михайлов спел внучке свой хит «Без тебя»
Стало известно, сколько часов длились переговоры Путина и Лукашенко
Женщина с самыми длинными ногтями в мире не стригла их 27 лет
Волгоградскую область накрыли тучи из саранчи
В Самаре маршрутчик-мигрант избил пенсионера за просьбу дать билет
В Европе обсудят новые поставки оружия Украине
В Центробанке объяснили указ Путина об изъятии американского имущества в России
«Мы расходились на четыре года»: Алентова о письмах Меньшова, которые помогли сохранить брак
Сергей Соседов осудил молодых российских звезд за несуразные тексты песен
В Ватикане к лику святых могут причислить умершего в 2006 году подростка
Павлюченко заявил, что у него есть вопросы к искусственному интеллекту
Тренерский штаб сборной России объявил состав на июньский сбор
В Алтайском крае экс-начальника противопожарной службы МЧС обвинили в растрате
Алена Апина появилась на съемках сериала про «Комбинацию» после жалобы
Россиянам рассказали, куда можно успеть подать на шенгенскую визу по старым ценам
МИД РФ считает, что резолюция ГА ООН по «геноциду» в Сребренице усилит конфликт на Балканах
В Якутске мигранты устроили гонки на грузовиках
Сестра бойца СВО настояла на вскрытии гроба брата из-за подозрений в причине смерти
Все новости