Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Театр в натуре

Ангар, рынок, киностудия: в Петербурге продолжается фестиваль «Точка доступа»

В Петербурге проходит фестиваль «Точка доступа» — ставший ежегодным смотр спектаклей, которые играются вне театральной сцены. «Газета.Ru» побывала на вещевом рынке, в особняке, кинопавильоне, заводском ангаре и вернулась на сцену, чтобы увидеть своими глазами, что такое сайт-спесифик-театр и чем он отличается от традиционного.

Дознание

Васильевский остров — точнее, полная брутальной индустриально-портовой красоты его окраинная часть, выходящая к Большой Неве. Зрителей встречают у входа в заводской ангар, выдают номера и провожают внутрь. В ангаре холодно, поэтому для зрителей на сколоченных из деревянных ящиков неудобных скамьях заботливо разложены пледы. Правда, при попытке укрыться ими замечаешь, что своим полосатым рисунком они напоминают форму заключенных концлагерей. И это неслучайно — спектакль Хабаровского ТЮЗа, одного из самых радикальных театров России, поставлен по документальной пьесе Петера Вайса, написанной на основе протоколов допросов сотрудников и палачей Аушвица.

Это «театр опыта» — публика должна выполнять команды, прекращая со звоном колокольчика, который сначала находится в руках у актеров, а затем передается одному из зрителей.

Зритель обязан читать текст пьесы про себя, читать вслух, принимать жестяные миски, отдавать жестяные миски, задавать вопросы, отвечать на вопросы… Хватило бы и одного чтения текста — пьеса полна подробностей издевательств и умерщвления людей, от которых волосы встают дыбом. При этом зрители сами не замечают, как законы театральной условности, обязывающей повиноваться актерам-ведущим, превращают их в подобия тех безропотных узников, над которыми ставили опыты фашистские врачи-изуверы.

Злачные пажити

Тема тоталитарной машины, распоряжающейся человеческим телом, продолжилась в спектакле «Злачные пажити», местом действия для которого стал павильон студии «Лендок». Спектакль по двум рассказам мастера русского хоррора Анны Старобинец поставила в новосибирском театре «Старый дом» Юлия Ауг — театральная и киноактриса, в последнее время все больше работающая в режиссуре. Это именно спектакль по прозе — текст практически не инсценирован и произносится актерами почти без изменений. Первая из них формально перекликается с «Превращением» Кафки —

и повествует о герое безнравственного эксперимента по превращению человека, мальчика-сироты, через окукливание в крылатое существо — как выясняется, кровососущего паразита.

Заказчиками эксперимента являются не научные, а клерикальные круги — его хотят предъявить религиозной общественности как пример превращения человека в крылатое существо и для этого лишают свободы воли и свободы тела. Второй рассказ — о трансгуманистичном мире, где происходит переселение душ — личность человека после смерти цифруется и поселяется в другое тело.

Богатые могут накупить себе множество тел, бедные — как влюбленные друг в друга герои новеллы — вынуждены либо залезать в огромные долги, либо выбирать другие сущности для подселения — например, голубей.

Однако вот беда, молодые люди не очень-то бережно относятся к своим телам, а это в лучшем из миров наказывается смертной казнью — с последующей продажей молодого тела богатым гражданам. Минималистичное и четкое решение Ауг усиливалось интерьерами киностудии, ставшей натурой для этой (анти)утопической истории.

Афган Кузьминки

Спектакль по драматической поэме художника, философа и теоретика искусства Кэти Чухров начинается на Апраксином дворе — одной из питерских достопримечательностей, вещевом рынке в самом его концентрированном выражении. Сюжет довольно прост:

хозяин нескольких точек предлагает торговке повышение — переход с «белья» на «мех», если она согласится с ним переспать.

Собственно, дальше герои проводят вместе около суток, но физической близости между ними так и не наступает, а проведенная вместе ночь — прямо как в мифологизированных религиях — становится метафорой умирания и воскресения. Решение дает повод для раздумий и аллегорий: артисты то играют документальнее некуда, то вдруг переходят на декламацию нерифмованного стиха; спектакль мигрирует между драматическим и поэтическим, от будничного к трансцендентному, от земного секса к бесплотному чувству, от возвышающего чувства любви к приземленному чувству зависимости, наконец — от Москвы до Петербурга и обратно: Афган — это название вещевого рынка в Кузьминках, который по своему виду практически идентичен питерской Апрашке. Кстати, драматическая поэма была написана в 2008 году и поставлена практически без изменений — никакой актуализации по сравнению с тучными годами не потребовалось.

Столкновение с бабочкой

Чтобы попасть на спектакль Сергея Чехова, надо подняться по скрипучим ступеням особняка, войти в залу и сесть под мини-камеры и яркие кинолампы — камеры будут снимать публику, а персонал спектакля — внимательно рассматривать публику и конспектировать свои наблюдения в мобильные телефоны. А затем зрителю придется задрать голову вверх, на балкон. Там разыгрывается действо, основой для которого послужил одноименный роман писателя и киносценариста Юрия Арабова, в котором предполагается, что Ленин все-таки встретился с Николаем II и серьезно раздумывал над предложенным ему постом премьер-министра. Итак, на балконе центральные фигуры — лысый мужчина с орлиным носом в черном платье (Игорь Масюк) и перемещающийся справа налево бородатый человек в костюме (Сергей Романюк).

В спектакле нет никакого буквального следования основе — здесь вскрывают приемы («Дай мне реплику», — то и дело требует центральная фигура, воплощающая то Крупскую, то императрицу Александру Федоровну), по-брехтовски «отстраняются», устраивают пантомиму (движения тренированного Игоря Масюка вызывают ассоциации с представлениями Театра Derevo, основоположников физического театра в России). Своим подвешенном в душном воздухе особняка саспенсом спектакль вызывает ассоциации одновременно с фильмом «Дни затмения» Александра Сокурова (автором сценария которого был как раз Юрий Арабов) и сериалом «Твин Пикс» Дэвида Линча — которым, как признавался сам режиссер, он вдохновлялся. В немалой степени этому способствует музыка и звуковое оформление, написанное для спектакля композитором Андреем Бочаровым.

«Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»

Названный по книге Дейла Карнеги, этот спектакль, кажется, выпадает из концепции фестиваля «театра на натуре». Но кажется лишь на первый взгляд — в нем на самом деле исследуются механизмы работы харизмы актера.

Или даже не актера, а любого, кто берет на себя смелость выйти к людям и выступить перед ними.

На сцене хор поет песни разных народов и времен. В какой-то момент от него отделяется артист, который начинает свой монолог с рассуждений о святом Фоме — том самом неверующем, который, согласно апокрифу, вложил свои персты в раны Христа, чтобы поверить. Автор текста — режиссер Борис Никитин — предположил, что на самом деле Фома остановился в шаге от этого поступка и поверил. В ходе своего монолога актер постепенно, переходя от одних аргументов к другим, уходит из области рассуждений в область проповеди — причем сам зритель часто не понимает, в какой момент он стал из зрителя участником почти сектантского собрания. Из зала зритель выходит с ощущением легкой одураченности — и ощущения остроумности задумки Бориса Никитина, швейцарского режиссера с русскими корнями, который утверждает, что его далеким предком был первый в России писатель-путешественник, автор «Хождения за три моря» Афанасий Никитин.

Новости и материалы
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Зеленский раскритиковал западных союзников за медленное предоставление помощи
Выросло число погибших в ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
Свищев заявил, что WADA пытается отговорить атлетов от участия в Играх дружбы
Назван объем оборота торговли через маркетплейсы в России
Мишустин назвал сроки перехода на автоматическое предоставление федеральных мер поддержки
Житель российского региона выиграл 607 миллионов рублей в лотерее
Еще один человек погиб в результате падения автобуса в Мойку
В Петербурге завершили спасательные работы на месте падения автобуса в реку
Лошадь, застрявшую на крыше дома во время наводнения в Бразилии, спасли
Все новости