Сьюзан, красивая дама из Лос-Анджелеса с успешным мужем, галереей современного искусства и печальным взглядом, получает рукопись романа от бывшего мужа. Посылка неожиданная, потому что с Эдвардом они расстались плохо и не общались почти 20 лет.
Пока Сьюзан читает книгу — холодящую кровь историю про то, как отморозки на пустынном шоссе похищают у героя Тони жену и дочь, она заново проживает отношения с бывшим мужем.
Судорожно пытаясь понять, почему и в какой момент они тоже свернули куда-то не туда.
За основу своего второго фильма Форд взял роман Остина Райта «Тони и Сьюзан», изданный еще в 1990-х, но нашедший популярность только спустя 20 лет, уже после смерти автора. «Под покровом ночи» (в оригинале «Ночные животные») — довольно аккуратная экранизация романа, причем нисколько не потерявшая в объеме и даже украсившая первоисточник новыми смыслами.
К основной романтической линии у Форда прибавилась рефлексия на тему творчества, не зря речь у него идет о любви не просто между мужчиной и женщиной, а между писателем-неудачником, упорно верящим в свою музу, и успешной галеристкой, которая больше не видит смысла в своей работе.
При этом в спорах Сьюзан и Эдварда нетрудно услышать голос самого автора фильма — всемирно известного дизайнера, променявшего выкройки на режиссерский стул просто потому, что захотел потратить остаток жизни на что-то более осмысленное и долговечное, чем сумки и туфли.
И если «Одинокого мужчину» (дебютный фильм 2009 года с Колином Фертом) многие восприняли скорее как удачный эксперимент на стороне, нежели демонстрацию режиссерских амбиций, то после второго фильма сомнений в правильности смены профессии, по идее, не должно остаться ни у кого.
Помимо восхищенных отзывов прессы «Под покровом ночи» получил «Особой приз жюри» Венецианского кинофестиваля, а в Каннах права на его мировую дистрибуцию купили за рекордную для фестивалей сумму в $20 млн.
Второй фильм при этом органично вырастает из первого — мы видим, что Форду действительно очень нравятся рыжеволосые актрисы в возрасте (Джулианна Мур передает эстафету Эми Адамс и Айле Фишер), печальная музыка Абеля Коженевски за кадром и мысль о том, что у любви нет срока давности (независимо от того, чем заканчиваются отношения — смертью партнера или разводом). Однако в отличие от «Одинокого мужчины», очень опрятной поэтической зарисовки в стиле 1960-х, «Под покровом ночи» дает продемонстрировать гораздо больше режиссерских возможностей.
Конструкция «романа в романе» у Форда стала «фильмом в фильме», что позволило ему рассказывать историю двумя совершенно разными киноязыками — атмосфера идеально выбеленных галерей, пустынных домов и людей «с хорошими лицами» мешается с американской готикой в стиле «Настоящего детектива».
Открытием становится то, что снимать беззубые улыбки подонков из грязных трейлеров у Форда получается так же хорошо и убедительно, как и складки идеально сидящего на Колине Ферте костюма.
Незатейливую, в общем, историю про разрушенный брак удалось превратить в напряженный саспенс, приковывающий к зрительскому креслу даже самых далеких от любовной рефлексии людей. Этим Форд занял своей работой место в одном ряду с «Исчезнувшей» Дэвида Финчера и «Она» Пола Верховена, где романтические отношения тоже не метафорически, а вполне буквально рифмуются с ночным кошмаром.
В конце концов, сложно спорить с тем, что фильм о возвращении бывшего надо снимать не в жанре комедии или драмы, а именно что триллера с элементами хоррора.
Несмотря на скримеры и плохие предзнаменования в виде мертвой птички или порезанного пальца, «Под покровом ночи» — вещь очень тонкой настройки, хотя бы потому, что движущей силой сюжета, по сути, является интерпретация художественного произведения. Пусть Форд и ловко сливает воедино мир вымысла, воспоминаний и реальной жизни героев, главная событийная рамка — это все-таки чтение книги, а не содержание книги и даже не чей-то там развод 20 лет тому назад. И жизнь человека в этом смысле предстает не поездкой по пустынному шоссе с большим количеством правильных и неправильных поворотов, а исключительно тем, как история об этой поездке существует внутри его головы.