1942 год. В африканскую пустыню близ Касабланки опускается парашют с Максом (Брэд Питт) — канадским диверсантом, который должен устранить нового немецкого посла. Его партнершей и подложной женой становится Марианна (Марион Котийяр) — бывшая участница французского Сопротивления. Перед лицом смертельно опасного задания между агентами возникает близость, которая приводит к браку. Но вскоре Максу предстоит узнать неприятную правду о возлюбленной, которая окажется гораздо опаснее автоматной перестрелки в глубоком тылу врага.
Вот уже второй раз рекламная кампания нового фильма с Брэдом Питтом оборачивается бракоразводным процессом.
Впервые это случилось перед выходом «Мистера и миссис Смит», где артист познакомился с Анджелиной Джоли. Теперь, когда перед выходом «Союзников» Джоли обвинила мужа в жестоком обращении с детьми, ему приписывали роман с Марион Котийяр. Здесь, правда, скандал разгореться не успел — замужняя француженка убедительно отвергла все подозрения, не забыв посочувствовать другу и партнеру. Как бы то ни было, понятно, что многие зрители пойдут в кино для того, чтобы удостовериться в наличии между главным актерами пресловутых «искры» и «химии». Просим прощения за спойлер, но подобные ожидания будут обмануты — ничего похожего на фейерверк из «Мистера и миссис Смит» здесь нет и в помине. Более того, ни от кого не ускользнет испуганное выражение лица Питта, которое ему едва ли удается скрыть в любовных сценах. Впрочем, здесь мы вступаем на поле, где царят диванные аналитики, так что вернемся собственно к кино.
Роберт Земекис — любимейший режиссер многих поколений зрителей, автор «Назад в будущее» и обладатель «Оскара» за «Форреста Гампа». Его статус живого классика уже не смогли поколебать эксперименты с компьютерной графикой («Полярный экспресс» и «Рождественская история») и погружение в 3D-ретро (вполне блистательная, но прохладно принятая «Прогулка»). Были в карьере постановщика и опыты в формате чистой драмы («Изгой», «Экипаж»), но такого провала, как «Союзники», все же не случалось. Расчет режиссера и продюсеров понятен: сценарист Стивен Найт («Лок», «Острые козырьки») придумал исторический триллер на реальном материале, в главных ролях — звезды первой величины.
Плюс понятные и греющие киноманское сердце аллюзии на «Касабланку» и «Лоуренса Аравийского».
Успех такого предприятия вроде бы очевиден, и сразу не понять, что именно в этом механизме пошло не так. По всей вероятности, дело в том, что Земекис почти никогда не работал в условно реалистическом ключе. Даже в самых близких к этой тональности картинах у него всегда были прорывы фантазийного осмысления, и здесь он с ними откровенно перебрал. Так, Питт весь фильм старается изображать невозмутимость Питера О'Тула, но получается больше похоже на диковинного андроида, которого только чудом не вычислила фашистская контрразведка. В некоторых эпизодах доходят до пародии: во время встречи с очередным нацистским бонзой герой в ответ на предложение сдвинуть колоду карт мешает ее на протяжении двух минут, напоминая уже о «Бесславных ублюдках».
Мелодрама тоже не складывается, несмотря на все старания Котийяр — пока партнер занят правильным положением рук и подбородка, ей приходится играть за двоих.
И дело тут, пожалуй, не только в дежурных для российских зрителей претензиях к тому, что американцы не знали войны и не умеют про нее снимать, — «По соображениям совести» Мэла Гибсона совсем недавно доказал, что это далеко не всегда так. Более того, один из самых известных сценарных опытов Стивена Найта — «Порок на экспорт» Дэвида Кроненберга, где Вигго Мортенсен и Венсан Кассель в блатных наколках звали друг друга Димоном и Коляном. Тот фильм, однако, несмотря на понятную нелепость, состоялся благодаря энергии постановщика и интересной постановке задачи. Земекис же, судя по всему, видел своей целью ностальгическую стилизацию и более ничего. И именно поэтому единственный вывод, который дарят зрителю «Союзники», — в том, что время назад не повернешь, а вторую «Касабланку» никому еще снять не удалось — да и, в сущности, не нужно.