Каждый год вся администрация президента США отправляется слушать обращение своего шефа к конгрессу. Поскольку они все собираются в одном месте, то один из министров остается в секретном месте в гордом одиночестве и смотрит на выступление по телевизору. В этом году честь стать таким одиночкой получил министр жилищного строительства и городского развития Том Киркман (Кифер Сазерленд), который уже почти лишился своей должности — его перевели в ранг посла и отправили представлять Соединенные Штаты в какой-то богом забытой общественной организации.
Но последняя и не очень приятная работа в Вашингтоне получает неожиданное продолжение. Капитолий был взорван, погибли все, кто там присутствовал, и Киркман оказывается единственным, кто может занять президентский пост. Его вместе с женой (Наташа Макэлхоун из «Блудливой Калифорнии») очень быстро привозят в Белый дом, он дает присягу как новый президент и теперь должен решить, стоит ли подождать конца расследования террористического акта (за который пока никто ответственности на себя не взял) либо сразу назначить Иран виновником трагедии, как настаивают советники.
Кроме того, ФБР подозревает, что это нападение будет лишь первым в цепи подобных.
На канале ABC стартовал «Последний кандидат» (или «Преемник», оригинальное название — «Designated Survivor», «Назначенный выжить») — актуальный сериал о том, как любой незначительный чиновник безо всяких дебатов, выборов и прочих демократических процедур может занять самый высокий пост в стране.
В реальности все примерно так и есть: если не обращать внимания на то, что атака террористов на Капитолий во время речи президента США перед конгрессменами (во всяком случае в том виде, как она показана в сериале) вряд ли окажется столь успешной. В истории были примеры покушений с использованием заложенной в здание взрывчатки, но и Степан Халтурин, и Гай Фокс свои миссии провалили, а службы охраны первых лиц с тех пор накопили достаточный опыт, чтобы противодействовать таким приемам.
В кино, впрочем, всякое может случиться — и каких-то 25 лет назад зрители с удовольствием смотрели на то, как в комедии «Король Ральф» гибнет вся британская королевская семья, а судьба монархии и трона оказывается в руках простоватого американца.
«Последний кандидат», разумеется, не комедия.
Его авторы не предлагают посмеяться над тем, как именно скончались президент и еще двенадцать лиц из списка наследования президентских полномочий (реально существующий документ, в котором персонаж Кифера Сазерленда занимает 13-ю строчку). По первому эпизоду вообще не очень понятно, к какому жанру тяготеет сериал — то ли к политическому триллеру, похожему на «Карточный домик» (герою которого не пришлось самолично громоздить горы трупов, чтобы занять высший пост), то ли к относительно милой семейной драме о супружеской чете с проблемными детьми, которым предстоит проверить свои чувства в новых обстоятельствах и интерьере Овального кабинета.
К жанровой неопределенности добавляется и похожесть на того же «Короля Ральфа».
Как Ральф не хотел быть королем, так и главный герой «Последнего кандидата» вряд ли когда видел себя президентом США, даже в безумных мечтах ему больше всего хотелось просто работать в Вашингтоне, где он уже прижился и наладил быт. Его не смущала и должность не самого влиятельного министра — видимо, он понимал, что кому-то нужно тянуть и это направление, так что его чаяния находились в полной гармонии с его же возможностями. Кифер Сазерленд и выглядит в этой роли почти как добродушный толстяк Джон Гудмен в роли Ральфа, словно все происходящее его сильно тяготит и он оглядывает собственное окружение в поисках того человека, который сможет его заменить.
Но никого с лицом Питера О'Тула рядом с новоявленным президентом не наблюдается.
И ему приходится самому и очень быстро решать, стоит ли начать свой президентский срок с миротворческой бомбежки Ирана или же повременить, чтобы посол этой страны, заочно и бессудно назначенной ответственной за все, успел доехать до Белого дома. Том Киркман вообще, кажется, не представляет, чем же занимается президент, как не представлял королевские обязанности приехавший из американской глубинки Ральф.
В первом эпизоде сериала главный герой «Последнего кандидата» просто плывет по воле волн — за него все решают то охранники, то руководитель администрации. Даже люди, которым новый глава государства активно не нравится, на экране присутствуют — Ральфа, напомним, тоже активно пытались, что называется, подставить. Искушение маленькой победоносной войной, впрочем, президент Киркман сумел побороть, но вот избавиться от интонаций гопника в общении с иранским послом — уже нет. Такое поведение в первой серии еще можно списать на стресс после назначения, но, если он продолжит в том же духе в следующих эпизодах, «Последний кандидат» определенно превратится в не очень хороший ремейк «Карточного домика», который и сам пока справляется с тем, чтобы показать американского президента нелицеприятным образом.