Что там у наставников
Вот уже второй подряд сезон шоу «Голос» начинается с интриги: меняется состав жюри конкурса. Первые три сезона шоу судили Александр Градский, Дима Билан, Пелагея и Леонид Агутин, а после третьего финала было объявлено, что наставники будут новыми. Отбор судей проводился Первым каналом в глубочайшем секрете, но попытки сохранить тайну до первого эфира оказались неудачными — фамилии судей четвертого сезона стали известны едва ли не за месяц до съемок.
В этом году снова было обещано обновление жюри, снова отбор проходил в тайне и снова эта тайна стала известна до официального объявления.
Наставниками пятого сезона «Голоса» стали Григорий Лепс, Дима Билан, Полина Гагарина и Леонид Агутин.
Правда, в отличие от прошлого года канал не стал отрицать очевидного, и вскоре после появления первых публикаций на сайте проекта был выложен видеоролик, в котором Юрий Аксюта зачитывает заветные фамилии.
Выбор, кстати, очевиден. Билан и Лепс были участниками самого первого и самого, пожалуй, любимого зрителями жюри, воспитанник Лепса иеромонах Фотий стал победителем четвертого сезона — и этот наставник теперь может превзойти успех покинувшего шоу Градского, на счету которого три победы.
Полина Гагарина в прошлом году тоже достойно справилась со своей ролью, пусть и не победила, и ее участие в шоу в этом году выглядит закономерным. Кроме того, заполучить Пелагею организаторы «Голоса» в этом году точно не смогли бы — по семейным обстоятельствам певицы.
Второго шанса не будет
«Голос» выходит у нас с 2012 года и является адаптацией голландского формата The Voice, впервые появившегося в 2010-м. Основой шоу является тотальная конкуренция — между наставниками (им нужно выбрать перспективного исполнителя раньше коллег, а затем, после набора команд, определиться с тем, кто лучше выступит в финале и сможет справиться с финалистами других судей) и собственно участниками.
У участников задача, пожалуй, немного труднее. Им нужно на «слепых прослушиваниях» одним голосом заинтересовать наставников собственным исполнением, затем пройти сквозь поединки (дуэты на выбывание), нокауты (отбор из троек) и этапы финала, где требуется уже понравиться не только наставникам, но и телезрителям больше, чем соперник.
Многие страны выпускают собственные версии шоу, а на российском телевидении «Голос» за эти годы стал самым популярным музыкальным шоу и регулярно возглавляет телерейтинги недели.
Желающих попасть на «Голос» традиционно много, всероссийский отбор идет все лето, и по его итогам из тех, кто прислал заявки, отбирается 150 претендентов, которые участвуют в «слепых прослушиваниях», но в следующий круг проходит только 56 человек — по 14 в команде каждого наставника. Впрочем, дважды это правило на «Голосе» нарушалось — Градскому и Агутину разрешали набрать 15 исполнителей.
Лепс во время представления предложил давать некоторым артистам второй шанс.
Такой подход, кстати, используется на конкурсе «Голос. Дети» с третьего сезона (в этом шоу Билан, Пелагея и Агутин тоже были членами жюри), но во взрослой версии, наверное, все и должно быть жестче и бескомпромисснее.
Гагарина в шутку предложила сделать команды безразмерными, но вместе с тем признала, что в этом случае сезон длился бы вечно.
Как набрать команду
Первые семь выпусков «Голоса» будут посвящены «слепым прослушиваниям» и массовому отсеву конкурсантов. Пожалуй, это наиболее драматичный момент шоу — каждый из 150 музыкантов получает шанс исполнить одну песню (ее они готовят вместе с музыкальной редакцией программы) спинкам кресел наставников, надеясь на то, что кто-то из них повернется. И большинство так и не пройдет через этот этап.
Принципы отбора у каждого из членов жюри разные.
«Извечный вопрос: что важнее — голос или харизма? — рассуждает Агутин. — На «слепых прослушиваниях» все же важно, чтобы человек попадал в ноты и демонстрировал вокальный дар — программа все-таки не зря называется «Голос». Но в конечном счете под конец сезона, в финальных его турах важным становится не только это. Хорошо или громко петь мало! Я должен видеть, что у вокалиста есть музыкальный вкус, понимание музыки вообще и, конечно, понимание себя и своих задач в конкурсе».
Григорий Лепс уверен, что требования к конкурсантам традиционные — голос, внешность, артистизм.
«Певец не всегда артист, голос не всегда популярность. А если у него есть уже какой-то свой зритель, это неплохо», — сказал он во вступительном слове.
Финал пятого «Голоса» состоится в декабре, накануне Нового года. Победитель конкурса традиционно получит контракт Universal Music Russia, ценный подарок (отец Фотий в прошлом году получил ключи от внедорожника Lada XRay) и все возможности для дальнейшей карьеры, а как он распорядится своей победой — зависит только от него.