Группа грабителей в навороченных масках врывается в банк, снимает кассу и убивает охранника. Дерзкое ограбление становится первым в серии, а по следу правонарушителей отправляются полицейские и ФБР. Вскоре становится понятно, что хозяин банка Хьюберт (Брюс Уиллис) очевидным образом отлично знает про ограбления и скрывает нечто явно неприятное. Плюс ко всему выясняется, что происходящее некоторым образом связано со случившимся несколько лет назад трагическим похищением брата Хьюберта, завершившимся гибелью и похищенного, и похитителей.
Будем откровенны, «Налетчики» запросто могли пройти ниже всех радаров — это не блокбастер, а относительно недорогое по американским меркам кино, которое сюжетом больше напоминает не полный метр, а расширенный эпизод сериала «Место преступления».
Однако есть одно простое обстоятельство, благодаря которому картина в немодном жанре полицейского боевика вообще попала в театральный прокат. Зовут это обстоятельство... совершенно верно — Брюс Уиллис! Проще говоря, «Налетчики» — хороший повод более подробно присмотреться к нынешнему этапу карьеры звезды 1990-х.
За обилием комиксовых блокбастеров легко было упустить тот факт, что в последние годы Уиллис снимается в основном в третьесортных боевиках. Исключением не стал даже чудовищный пятый «Крепкий орешек». Звездный статус артист подтверждается только редкими ролями в картинах типа «Королевства полной Луны» Уэса Андерсона и «Рока на Востоке» Барри Левинссона. Со стороны это выглядит так, будто Уиллису стало плевать на выбор ролей и ориентируется он только на способность продюсеров выплатить ему немалый гонорар. В итоге артист оказался в странном положении: вроде бы он и незаштатная звезда прошлого типа Ван Дамма, но в то же время и не актуальный артист, каким сумел остаться, например, Шварценеггер.
Однако, по всей вероятности, дело тут вот в чем. На рубеже тысячелетий Брюс заявил о намерении сменить амплуа и отказаться от привычных ролей в боевиках. Разорвать шаблоны планировалось при помощи ролей в фильмах типа «Шестого чувства» и «Войны Харта», но новый виток карьеры так и не начался: то и дело Уиллиса все равно заносило на старые территории, как в случае с «16 кварталами» или четвертым «Орешком».
Очевидно, теперь стратегия артиста заключается в том, чтобы играть хорошие роли в плохих фильмах, и «Налетчики» в этом смысле — практически эталонный пример.
Режиссер Стивен Миллер, с которым Брюс работает уже второй раз, пока не определился с любимым жанром. В его резюме есть хорроры, боевики и триллеры, а в «Налетчиках» он попытался создать бюджетную копию классической уже «Схватки» Майкла Манна — многофигурного полицейского боевика с амбивалентной моралью. С задачей Миллер, надо сказать, почти справился. Здесь действительно около семи недурно выписанных ключевых персонажей, сыгранных незатертыми артистами типа Кристофера Мелони, Эдриана Гренье и набирающего популярность обаятельнейшего рестлера Дэйва Батисты. История грабителей-мстителей, учитывая явно небольшой бюджет, сделана местами крайне эффектно, но ближе к концу все-таки рушится под собственным весом. Не обладающий специальными аналитическими способностями зритель на финальных титрах так и останется в недоумении насчет того, кто кого и зачем ограбил и убил.
Однако Уиллис здесь несомненное украшение этой сомнительной затеи.
Седоусый, плешивый, старый — актер с явным удовольствием примеряет свой фирменный прищур к нестандартной роли, ищет характер. Смотреть на него в этом качестве — чистое счастье, которое длится, правда, всего от силы минут пятнадцать. Однако в качестве демонстрации актерских возможностей «Налетчики» — отличный пример. Осталось только Брюсу дождаться, чтобы на него обратили внимание более серьезные постановщики вроде того же Майкла Манна.