13 августа исполняется 90 лет со дня рождения Фиделя Кастро. В 27 лет он поднял мятеж против тогдашнего кубинского диктатора, отсидел в тюрьме, был амнистирован и через пять лет снова попробовал освободить свою родину, совершив знаменитую высадку с яхты «Гранма». На этот раз у него все получилось — президент Батиста бежал с Кубы, через год страна встала на социалистический путь развития, а Кастро на полвека стал ее лидером. К 90-летию команданте Первый канал показывает документальный фильм «Фидель Кастро. Куба — любовь моя!» — съемочная группа съездила на Остров свободы, поговорила с людьми, которые знают Кастро лично, — среди собеседников авторов картины дочери Рауля Кастро и Эрнесто Че Гевары, участники кубинской революции, российские политические деятели. Накануне премьеры фильма «Газета.Ru» поговорила с режиссером картины Гурамом Кварацхелии о его герое и о Кубе.
— Кто главный герой вашего фильма — Фидель Кастро или современная Куба?
— Главный герой, конечно, Фидель Кастро. Но и современная Куба — тоже. Потому что Кастро невозможно отделить от Кубы, как и Кубу — от Кастро.
— Вы беседовали со многими людьми, которые знали его лично. Как они его характеризуют?
— Те, кто лично его знает, говорят, что всегда во главу угла он ставит справедливость, дружбу, братство и гуманизм. И для большинства кубинцев Кастро — бесспорный лидер.
— А как они оценивают его правление? Есть какие-то негативные отклики об этом периоде или все только позитивно отзываются?
— Нет, критично о Кастро никто не говорит. Хотя его племянница, дочь Рауля Кастро сказала в интервью, что не всегда была согласна с политикой дяди и отца. Но, по ее утверждению, Фидель Кастро — человек, с которым можно вести диалог и обсуждать проблемы. И, кстати, многие наши собеседники говорили о том, что на Кубе сегодня есть проблемы, и о них знают, и готовы их решать. Однако причину этих проблем они видят не в политике Кастро, а в позиции США, которые, в частности, ввели экономическое эмбарго, значительно мешающее развитию кубинской экономики.
— И как вам впечатление от сегодняшней Кубы? Насколько оно отвечает распространенному представлению об этой стране?
— Сегодня, конечно, есть перемены. Сейчас активно развивается туризм и частный бизнес в этой сфере, который дает работу кубинцам. А среди туристов, кстати, много американцев.
— Куба открывается миру?
— Можно сказать, что сейчас она только начинает открываться миру.
— Не получается так, что Фидель Кастро стал для Кубы, так сказать, злым демоном — человеком, который захватил власть и закрыл страну на полвека?
— Нет, я бы так не сказал. Я считаю, что Кастро боролся за то, чтобы Куба получила свободу и независимость. И всего этого он добился. Ну а то, что уровень жизни низкий, — в этом его сложно обвинять, здесь сыграл роль другой фактор — воздействие империи на маленькое государство. В данном случае — воздействие США, которые всячески мешают развитию страны.
— У вас изменилось мнение о Фиделе Кастро в процессе работы над фильмом?
— Мое мнение о нем не изменилось. Понятно, что безупречных и идеальных лидеров и людей не бывает. Но я его по-прежнему воспринимаю как борца за свободу своей страны, который сделал все, что мог, для достижения этой цели. Нам он был интересен и с человеческой точки зрения, и мы пытались показать и эту сторону жизни Кастро.
— В аннотации к фильму сказано, что Кастро создал религию для миллионов кубинцев. Это действительно так?
— Нет, это в переносном смысле, я думаю, он не создавал культ своей личности. Если Фидель и создавал культ чьей-то личности, то, скорее всего, Хосе Марти — освободитель Кубы от испанских колонизаторов всегда был для него героем.
— Так что же сделал для Кубы Кастро — вам удалось ответить в фильме на этот вопрос?
— Получить независимость такому маленькому государству, имея такого противника, как Соединенные Штаты, — это уже немало.
«Фидель Кастро. Куба — любовь моя!»
Первый канал
Суббота, 13 августа, 15.15