21 июля в российский прокат выходит «Стартрек: Бесконечность» — третий фильм перезапущенной франшизы, повествующей о путешествии космического корабля «Энтерпрайз» в далеком космосе. В этом году «Стартрек» празднует пятидесятилетие, но основные герои остались теми же: капитан Кирк, его правая рука вулканец Спок, доктор Маккой и другие. Продюсером картины вновь стал Дж. Дж. Абрамс, а вот в режиссерском кресле его сменил постановщик четырех «Форсажей» Джастин Лин, с которым «Газета.Ru» побеседовала в преддверии премьеры.
— Как вы отреагировали на предложение стать режиссером «Стартрека»?
— Мне позвонил с предложением Джей Джей Абрамс, и пару дней я думал над тем, насколько я готов взяться за эту работу. Я понимал, что это огромная ответственность — не только и не столько перед фанами, сколько перед самим собой. По сути, это какой-то другой виток моей карьеры, который многие воспринимают как взлет, но на самом деле в моем согласии не было никакой стратегии. Мне было важно сделать все это от чистого сердца. И ставить себя в настолько уязвимое положение было, честно говоря, страшновато.
Джастин Лин
Vianney Le Caer/Invision/AP— Я знаю, что, когда вам предложили снимать «Стартрек», вы работали над собственным фильмом «LA Riots». Сложно было заморозить этот проект?
— Он не заморожен, мне пришлось от него отказаться, и это было страшно болезненно. Сейчас все в порядке, это была цена за то, что я получил, и эта жертва себя оправдала. Возможность поучаствовать в «Стартреке» была куда дороже.
— Вы были фанатом «Стартрека» в детстве?
— О да! У моих родителей была закусочная. Она закрывалась в девять, в десять мы ужинали, а в одиннадцать шли с братом смотреть «Стартрек». Это был как ритуал. Причем я рос вместе со «Стартреком» — когда я впервые смотрел его в повторе, то понял, что открываю для себя что-то новое. И долгие годы сериал ассоциировался у меня с каким-то особым чувством уюта, связанным с возможностью открывать в «Стартреке» новые и новые грани. Ну а когда я оказался на площадке, я просто чуть с ума не сошел — настоящий «Энтерпрайз». С другой стороны, мы придумали массу новых интересных локаций, которые тоже было дико интересно изучать. Я понимал, что одновременно продолжаю традицию и создаю какую-то часть этого мира.
— Расскажите, чего нам ждать от нового фильма?
— Я думаю, что все зрители, вне зависимости от того, являются ли они фанатами «Стартрека» или нет, знают, что сделало его великим. Это всегда история про стремление двигаться вперед, про исследование — космоса, других миров и себя в них, того, какое место мы занимаем во вселенной. На момент начала фильма герои уже три года в космосе, и речь пойдет среди прочего о том, каково им приходится, каким испытаниям подвергается их целеустремленность. Особенно учитывая, что им пришлось пережить в предыдущих двух фильмах. Будет очень интересно, поверьте.
— Я читал, что в процессе разработки фильма вы приняли несколько рискованных решений. Что вы имеете в виду?
— Я считаю, что иногда надо подвергать анализу то, что ты любишь. «Стартрек» — великолепная франшиза, существующая уже 50 лет, она не просто так до сих пор существует. Но когда мы впервые встретились с нашими сценаристами Саймоном Пеггом и Дагом Джангом, то сошлись на том, что нельзя останавливаться на достигнутом успехе. Да, то, что было сделано в прошлых фильмах, сработало, но мы не должны заниматься самоповтором, нужно двигаться дальше. Иными словами, мы взяли ДНК «Стартрека», который мы любим, но попытались выйти на следующую ступень эволюции. Да, для этого пришлось от чего-то отказаться, это было страшно и рискованно, но мне кажется, что у нас все получилось. Сейчас, когда работа завершена, я вижу, что это тот же «Стартрек», который все мы любим.
— В этом году «Стартреку» исполняется 50 лет, вы как-то имели это в виду в процессе написания сценария? Стоит ли зрителям ждать каких-то сюрпризов, связанных с этим юбилеем?
— Саймон, Даг и я — большие фанаты франшизы, но у нас разные взгляды, и любим мы «Стартрек» тоже по-разному. Я, например, большой поклонник оригинальных фильмов, я живу с ними всю жизнь, но я не разговариваю цитатами оттуда, не помню названий всех эпизодов. А вот Саймон — помнит! (Смеется.) Разумеется, в картине есть какие-то отсылки к классике «Стартрека» — просто как нечто врожденное. Мы старались относиться к оригиналу уважительно, но в то же время изрядно повеселились. Думаю, что фанатам будет чему порадоваться, но не могу сказать, что мы сознательно хотели им потрафить, что это было сознательно — просто «Стартрек» это часть каждого из нас.
— В фильме, насколько я знаю, очень много экшен-сцен. Правда ли, что мы увидим «Энтерпрайз» разрушенным?
— Да! Причем мы старались, чтобы эти сцены не были обыденными — не воспринимали их как обязательную часть жанра. Поэтому они получились жесткими и драматичными. Мне было важно показать, как каждый из героев реагирует на происходящее, показать, что у них нет никакой поддержки, что они вынуждены сами справляться со всеми проблемами. И в конечном счете стать теми, кем они являются на самом деле.
— Не пожалели ли вы, что Саймон Пегг в картине одновременно был сценаристом и актером?
— У меня никогда не было подобного опыта, но еще до начала работы я был большим поклонником Саймона в обеих его ипостасях. При этом мне было совершенно непонятно, чего ожидать, но он сразу меня успокоил, потому что работал страстно и самоотверженно. Между всеми нами возникло настоящее доверие, это очень нам помогло. Понятно, что может показаться, будто у Саймона была фора по сравнению с другими актерами, какие-то поблажки, но это совершенно не так. Когда мы работали над сценарием, он был сценаристом, но, как только я выходил на площадку, он решал быть исключительно актером. Честно говоря, это просто невероятное свойство, не уверен, что кто-то еще так умеет.
— А откуда появилась идея разбить героев на пары по ходу фильма?
— Изначально эта идея, конечно, исходила от Дага и Саймона. Но и я принял ее с абсолютным восторгом! Понимаете, мы годами читали фан-фикшен, представляли, как герои общаются вне принятого канона, и было страшно интересно, как будут общаться, например, Маккой и Спок, оставшись наедине. Ну или Кирк и Чехов — они же наверняка разговаривали вне капитанского мостика. Здорово, что у нас получилось это показать.
— Как на проекте появилась София Бутелла?
— О, София — это одна из наших главных удач. Она пришла на кастинг, и меня как громом поразило — я сразу попросил отснять пробы с ней, остановить все и отснять. Я сразу понял, что это Джейла. Дальше мы доводили героиню, соотнося ее с Софией. Я дико завидую всем зрителям: встреча с Джейлой на экране — это чистая любовь, я очень горжусь этой работой.
— А что вы можете рассказать об Идрисе Эльбе, который сыграл в вашем фильме злодея?
— Идрис абсолютно бесстрашный человек. Я очень долго могу говорить о нем, он пришел на площадку абсолютно готовым, подготовленным. В каждой сцене мы наблюдали за ним раскрыв рты, не всегда зная, что он сделает дальше — потрясающе. Кроме того, я никогда не видел, чтобы кто-то из актеров так много работал. Он отдавал себя всего, и это было невероятно важно. Мне был нужен особый злодей в этом фильме, и он полностью справился с задачей.
— В чем должна была быть его особость?
— Я не хочу раскрывать всего, но Кролл был очень важен для той ревизии, деконструкции, которую мы затеяли в этом фильме. Он сражается с Объединенной федерацией планет не просто так, у него есть крайне веские основания. Нам нужен был герой — и актер, — который будет максимально убедителен, и у Кролла в исполнении Идриса это отлично получилось. У него есть точка зрения, есть стройная философия. Мне кажется, что это отличный подарок «Стартреку» на пятидесятилетие. Хочется верить, что он запустит следующие полвека этой истории.
«Стартрек. Бесконечность» в прокате с 21 июля.
Билеты на фильм можно приобрести на «Рамблер. Кассе»