Церемония открытия ММКФ, прошедшая без президента фестиваля Никиты Михалкова, разумеется, зародила беспокойство в посетителях, которые едва ли не все без исключения нет-нет да и интересовались судьбой Никиты Сергеевича. На протяжении выходных интрига пережила несколько поворотов. Сперва Михалков отменил пресс-брифинг, заставив всех беспокоиться еще больше, но потом выяснилось, что режиссер проходит лечение от воспаления легких и планирует прибыть на фестиваль ближе к концу.
Но случайных встреч со спешащим на показы Михалковым, которые являются традицией для всех посетителей фестиваля, очевидно, лучше не ожидать.
В остальном 38-й ММКФ проходит в штатном, но несколько исступленном режиме. Зрители то и дело вспоминают, что в прошлые годы фестивали начинались несколькими днями дождей, позволявшими постепенно войти в ритм киносмотра. В этом раз все началось с +30 на улице и с несправляющихся кондиционеров в залах. При этом интерес к фестивальным картинам с каждым годом удивительным образом нарастает. Если несколько лет назад переаншлаги сопутствовали показам новых работ Годара и Триера, то в минувшую субботу, например, около двухсот человек собралось на показ новой ленты филиппинца Лава Диаса «Колыбельная печальной тайны». Картина рассказывает о восстании жителей островов против испанских завоевателей в конце XIX века и продолжается восемь часов. С художественной точки зрения этот откровенно пыточный хронометраж совершенно оправдан: в фильме множество героев и несколько планов повествования, которое из исторической драмы может вдруг превратиться почти что в фэнтези.
Показ проходил с перерывом, до конца продержались далеко не все зрители, но тем не менее таковые нашлись и было их немало.
Часть публики у Диаса увел другой магический реалист — живой классик Алехандро Ходоровски. Его автобиографичная «Бесконечная поэзия» была показана в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было». Картина в традиционном для автора сюрреалистическом ключе рассказывает о его юности, которая прошла в окружении ведущих латиноамериканских поэтов. На этом показе в зале творилось и вовсе столпотворение. Программный директор ММКФ Андрей Плахов вошел в зал на несколько минут и спешно ретировался, поскольку зрители не только сидели на ступеньках, но еще и весьма плотно стояли до самых дверей, невзирая на духоту и тесноту.
Свидетельствует все это не только о повысившемся у россиян интересе к киноискусству, за которое на открытии ратовал министр культуры, но и об особенностях организации фестиваля, на котором дело пока чудом не дошло до давки и обмороков.
Если же вернуться непосредственно к кинематографу, то самой яркой на данный момент стала премьера каннского хита, фильма Марен Адэ «Тони Эрдманн». Во-первых, сюда прибыли герои «Кинотавра» Кирилл Серебренников и Иван Твердовский, а во-вторых, огромный первый зал «Октября» на протяжении картины многократно содрогался в смеховой истерике. «Тони Эрдманн» — трагикомедия про непростые взаимоотношения юной бизнесвумен и ее веселого отца — вполне могла бы получить подзаголовок «Взрослая дочь молодого человека», если бы веселье здесь не носило мрачноватый и усталый оттенок. При этом фильм еще и продолжается почти три часа, но вызывает у публики реакцию, которой не всегда может добиться комедийный блокбастер. Да и вообще во время просмотра легко можно было позабыть, что совсем неподалеку в мультиплексах уже начался прокат, например, «Дня независимости – 2».