Мультфильм про потерявшегося Немо, маленькую рыбку-клоуна, студия Pixar выпустила в далеком 2003 году. Тогда по сюжету отец искал своего пропавшего сына и в своих поисках дошел до Австралии, но не справился бы с задачей без забавной синей рыбки по имени Дори, которая все время обо всем забывала, но действовала с завидной находчивостью.
Спустя 13 лет Pixar выпускает на экраны сиквел полюбившегося зрителям мультфильма, который на этот раз посвящен поискам той самой рыбки Дори.
Режиссер Эндрю Стэнтон, снявший «В поисках Немо» и «Валли» и написавший «Корпорацию монстров» и всю «Историю игрушек», ко времени выхода первой части мультфильма работал над ней уже четыре года и категорически не хотел делать продолжение этой истории. Однако годы спустя, в очередной раз пересмотрев «В поисках Немо», Эндрю понял, что всерьез переживает за судьбу Дори — какова ее история и что с ней может случиться? В итоге еще три года работы огромной команды мультипликаторов — и появился сиквел, ничем не уступающий предыдущей части.
Спустя год после событий, случившихся в первом мультфильме, Дори спокойно живет с Немо и Марлином, пока внезапно не начинает вспоминать обрывки своего прошлого. То она слышит голос родителей, то видит, как они разучивают с ней песенку, то даже вспоминает их имена. Дори понимает, что умудрилась забыть свою семью и, вероятно, потерялась из-за проблем с краткосрочной памятью. Она бросается на поиски родных, которые заводят ее в калифорнийский институт морской жизни, переполненный совершенно уникальными персонажами.
Здесь можно встретить китовую акулу Судьбу с плохим зрением, сумасшедшую птицу Бекки, белуху Бэйли с психологическими проблемами с эхолокацией, двух забавных морских львов и их своеобразного друга и, наверно, главное открытие этого мультика — осьминога Хэнка, который категорически отказывается отправляться в океан и мечтает о жизни в океанариуме.
Словом, Дори оказывается в месте, где у каждого есть какие-то отклонения, и становится своеобразным проводником всех этих подчиненных своим страхам пленников, в принципе, комфортного института морской жизни. Ради Дори белуха Бэйли, например, побеждает свой страх и вспоминает, как работает эхолокация, а акула Судьба внезапно узнает, что в океане нет стен, и выбирается из своего заточения.
Способность Дори забывать все на свете, кажущаяся сначала проклятием, оборачивается чуть ли не даром судьбы:
ведь, наверно, именно из-за этого недостатка и одновременно возможности не помнить ни своих успехов, ни своих ошибок она всегда такая счастливая и уверенная в себе. Своим неиссякаемым оптимизмом Дори трогает даже сердце меланхоличного осьминога Хэнка, грубияна, который изначально преследовал только свою выгоду.
При этом, несмотря на то что основные мотивы «Немо» и «Дори» пересекаются: в первой части отец искал ребенка, во второй — ребенок ищет родителей, основной посыл здесь все-таки по-пиксаровски небанальный. Авторы говорят за полтора часа и о важности дружбы, и о ценности семьи, но
важнейшим остается напутствие, которое в детстве Дори дают родители: «если не знаешь, куда плыть, просто плыви».
Даже не помня ни этих слов, ни своих родителей, Дори умудряется всю жизнь следовать их ценному совету и просто плыть — не цепляясь за прошлое, не вспоминая ошибок и не раздумывая обо всем слишком долго, как любит делать Марлин. Пожалуй, вопрос «Что бы сделала Дори?», который весь фильм задают себе Немо и его отец, было бы здорово задавать себе каждому взрослому. Ребенок это и так понимает.