Каир, 1980-е. Неизвестные арабы на заднем дворе закусочной раскапывают гробницу, в которой уже много тысяч лет томится первый на Земле мутант по имени Апокалипсис (Оскар Айзек). Этот сверхчеловек прожил долгую жизнь, несколько раз переродился, но в итоге был предан трусливыми египтянами, а теперь жаждет отомстить человечеству. Апокалипсису подобают всадники, так что последователей он набирает из нетвердых духом супергероев во главе с лишившимся шанса на мирную семейную жизнь в Польше Магнето (Майкл Фассбендер). Ну а противостоять воплощенному концу света вновь предстоит команде доброго доктора Чарльза Ксавье (Джеймс Макэвой), состоящей как из проверенных в прошлом бою бойцов типа синей женщины-хамелеона Мистик (Дженнифер Лоуренс) и Ртути (Эван Питерс) и новичков вроде Циклопа (Тай Шеридан) и тоже синенького Ночного Змея (Коди Скотт-Макфи).
«Апокалипсис» — завершающая часть новой трилогии о мутантах-отщепенцах, и логично, что на сей раз режиссер Брайан Сингер отправил их навстречу концу света.
К тому же для постановщика это уже четвертый фильм серии — большую часть подходящих для весенне-летнего блокбастера коллизий он уже использовал. Правда, за 16 лет, прошедших со времен выхода первого сингеровского фильма, в мире кинокомиксов изменилось не то чтобы все, но критически многое. Супергерои в поисках киногеничности несколько раз становились похожи на людей (как Бэтмен Кристофера Нолана или Железный человек) и на героев мультфильмов (как в «Стражах галактики»). Люди Икс в этом ряду смотрятся так, как им и положено: чужими среди своих — слишком футуристичными со своими лазерами и слишком ретро по отношению к современной киностилистике. И поэтому логично, что после «Дней минувшего будущего», где столкнулось будущее и прошлое, действие нового фильм полностью разворачивается в прошлом.
Другое дело, что если это и ретро, то какое-то неочевидное. Другой кинокомикс про 1980-е — «Хранители» Зака Снайдера — бережно реконструировал малейшие детали вплоть до специфического цвета кадра. Сингер, напротив, снимает так, будто приметы времени ему только мешают, а на обратное указывают лишь несколько облагороженные, но показательно старомодные спецэффекты — молнии, лазеры и громоздкий грим синекожих героев.
Если не видеть титров, то вместо Оскара Айзека в Апокалипсисе вообще можно заподозрить инженерную куклу из какого-нибудь высокотехнологичного папье-маше.
С сюжетом тоже определенные сложности. Комикс «Люди Икс» изначально, как известно, возник в 1960-х как аллегория бедственного положения разнообразных меньшинств. Соответственно, новый фильм должен был в очередной раз показать роль изгоев в спасении человечества, проиллюстрировать нехитрый тезис, что никого не надо списывать со счетов. Вместе с тем по нынешним законам студийного кино «Апокалипсис» должен был стать масштабным полотном с героями эпических пропорций. Но героев слишком много, в них легко запутаться, и происходящее на экране мельтешение большую часть времени напоминает общий план батальной сцены, на котором ничего толком не разглядеть, а значит, и не проникнуться значимостью происходящего. Когда же автор предлагает внимательнее всмотреться в героев, то возникает прежде всего вопрос, почему мутантам при переходе на сторону зла обязательно надо переодеваться в костюмы, подходящие для провинциальной вечеринки трансвеститов. Особенно досталось Майклу Фассбендеру, которому сначала приходится 20 минут говорить (и петь!) на польском, а потом столько же многозначительно висеть в воздухе с дурацким шлемом на голове и в окружении летающих вокруг железок.
Впрочем, отчаяние в глазах артиста, недавно сыгравшего Макбета, смотрится вполне неподдельным.
Единственным по-настоящему светлым пятном в «Апокалипсисе», как и в «Днях минувшего будущего», стал герой Эвана Питерса по прозвищу Ртуть. Сцена, в которой он спасает от смерти все население школы доктора Ксавье, вновь стала лучшей в картине и только усилила желание посмотреть отдельный фильм, посвященный только ему — без массовки. Впрочем, сначала всем нам предстоит третий фильм про Росомаху, поведение которого в «Апокалипсисе», надо признать, образец здравомыслия. Традиционно украшенный бакенбардами герой Хью Джекмана, едва появившись, очень быстро убегает из кадра и больше не появляется.