В нынешнем году группа «Мумий Тролль» отмечает 20-летие с того момента, как в 1996 году Илья Лагутенко решил возродить свою студенческую группу. В том же году был записан альбом «Морская», 20-летие которого группа планирует отметить уже в 2017-м. Ближайшим большим выступлением «Мумий Тролля» в Москве станет хедлайнерский сет на фестивале Bosco Fresh Fest, который пройдет 4 и 5 июня на ВДНХ. Соседями Лагутенко и в компании по сцене станут более молодые коллеги — от Ивана Дорна и On-The-Go до американца Kwabs. Кроме того, в мае нынешнего года у «Мумий Тролля» выходит фильм «SOS Матросу». Дабы обсудить все эти события, «Газета.Ru» встретилась с Ильей Лагутенко.
— В этом году группе «Мумий Тролль» в ее нынешней инкарнации исполняется 20 лет. Как вы себя в связи с этим чувствуете?
— Да как обычно… Люди приходят, уходят, что-то происходит постоянно, это такой большой бесконечный процесс. На двадцатом году непрерывной гастрольной жизни, конечно, начинаешь отдавать себе отчет в том, что есть определенные закономерности. Срок солидный, у нас даже президент еще в этом статусе его не достиг (смеется). Да и немногие музыкальные коллективы умудряются пройти путь в несколько десятков лет. С другой стороны, те группы, которыми я вдохновлялся — «Алиса», «Аквариум», прекрасно себя чувствуют, это очень убедительные примеры. Но я при всей вере в себя не ожидал, что мои детские забавы — иначе не назвать — определят большую часть моей жизни. Мы сейчас говорим фактически накануне юбилея альбома «Морская» — 20 лет прошло с момента записи, кто бы мог подумать, в следующем году будет официальная круглая дата. Я время от времени вспоминаю, как во владивостокском рок-клубе к группе «Мумий Тролль» относились снисходительно. Мы не вписывались в какие-то тенденции 80-х, нас считали, так, «пляжным рок-н-роллом», который никому не нужен и не интересен. Когда выходила «Морская», нас тоже называли группой-однодневкой, которая не нужна российскому шоу-бизнесу. Я помню, что я тогда даже не обижался — думал, людям виднее со стороны. Но получается, что единственный стоящий эксперт — это время (улыбается). И вот мы сейчас все начинаем с чистого листа — как в одноименной песне. Я, конечно, иронизирую — самоирония необходимая часть поп-музыки, к которой я причисляю и рок-н-ролл. Нельзя слишком серьезно к себе относиться, не тот жанр. Серьезность в моем случае касается только того, как я сам себя чувствую, мне, к счастью, совершенно не стыдно исполнять сейчас со сцены те песни, которые я написал будучи подростком. Мне нравится и публике — тоже.
— У вас ведь скоро выходит фильм «SOS Матросу», расскажите о нем.
— Это плод нашего трехлетней давности путешествия на барке «Седов». Мы хотели записать альбом во время плавания и снять про это кино, у нас даже были какие-то договоренности с телевидением и кинокомпаниями, но в дороге оказалось, что с ними не хватает взаимопонимания. Они это видели в каких-то своих форматах, которые мне не подходили. Пришлось сойти на берег, переосмыслить сделанное… Снять кино, в общем, оказалось легче, чем извлечь из отснятого материала удовлетворительный результат. Мне с самого начала не хотелось, чтобы получилось какое-то реалити-шоу или чистая документалистика о туре группы. Это путешествие изначально задумывалось как некое действо, в котором само по себе плавание служит декорацией. Я с самого начала видел эту историю как скорее художественное кино.
— То есть вы написали сценарий по какому-то вымышленному сюжету?
— Да, причем этот сюжет оказался чистой правдой! Он о группе из маленького приморского городка — таких в мире миллион. И вот этот коллектив горит желанием рассказать о себе миру, а фильм рассказывает, к чему это в итоге приводит. Мне кажется, что такая история очень характерна. В процессе работы мы, правда, сами несколько запутались, в какой-то момент показалось, что происходящее не будет понятно не только поклонникам группы «Мумий Тролль», но и нам самим. Но в итоге сейчас мы добились того, что кино меня лично почти полностью устраивает. И это, как ни странно, получилась очень близкая к реальности история, объясняющая, в частности, почему группа «Мумий Тролль», скажем так, в лицах уже не та, какой отправлялась в это путешествие.
— Понравилось работать в кино?
— Было очень тяжело, я кинематографист все-таки не особо настоящий, наверное. К счастью, основным режиссером был наш единомышленник и друг Дэнни Драйсдейл, который и помог довести все это до конца.
— Ближайший концерт «Мумий Тролля» в Москве — на фестивале Bosco Fresh Fest, где вы заявлены хедлайнерами. Готовите какую-то специальную программу? Может быть, сыграете «Морскую» целиком по случаю юбилея?
— Ну да, наверное, надо что-то придумать. Я в свое время шутил, что группа «Мумий Тролль» будет отмечать только 120-летие или 200-летие, но у нас все-таки не так много праздников — день рождения, Новый год, 8 Марта — надо с этим считаться (смеется). На следующий год мы уже запланировали какие-то торжества. Фестиваль Bosco — хороший повод начать к ним подготовку. Bosco Fresh Fest уже зарекомендовал себя — для меня лично, по крайней мере — как чуть ли не единственный фестиваль, который обращает внимание на новых интересных артистов и собирает их в одном месте. Мне этот подход очень близок — я пропагандирую его и на своем фестивале Vox и при составлении программы «Мумий Тролль Бара». Так что мы с фестивалем Bosco в некотором смысле коллеги. Что же касается программы, то думаю, что мы сыграем программу, более или менее базирующуюся на классических песнях с альбома «Морская».
— Как вы себя вообще чувствуете на фестивалях среди молодежи?
— Знаете, несмотря на то, что молодые музыканты часто признаются, что альбом «Морская» был для них источником вдохновения, никаким корифеем или там мастодонтом я себя не ощущаю. Отчасти поэтому, кстати, мы решили сейчас вернуться к старым песням — надо понять, как их играть. У нас в группе так сложилось, что мы сперва записываемся, а потом начинаем думать, как исполнять эти песни живьем, это определенный вызов. Не всякая студийная версия работает с публикой, надо искать здравый компромисс между реакцией зала, подачей… В общем, я себя сейчас чувствую вокалистом студенческой группы (смеется).
— То есть заканчивать историю группы пока не собираетесь, несмотря на почтенный возраст?
— Тут вот какое дело. Мне никогда не было интересно заниматься музыкой единолично, замыкая все на себя. Наоборот, всегда хотелось создать скорее какую-то модель жизненного пространства, в котором музыка играет одну из главенствующих ролей, связывая людей и их интересы. Хочется объединить между собой разных музыкантов из разных городов и стран. Для этого требуется некоторый кредит доверия, и я понимаю, что если бы у меня не было ничего созданного мною лично, то и кредита этого не было бы. Так что, конечно, буду продолжать, пока есть силы. В конце концов, все эти туры, записи, сайд-проекты — просто попытка прожить несколько жизней за раз.