В конце 1960-х молодой ученый Алексей Баранников (Федор Лавров) должен получить почетный знак изобретателя за действующую модель некоего суперксерокса. Но сотрудники КГБ, дождавшись конца торжественной церемонии, рассказывают ему, что устройство было использовано для распространения подпольной литературы («Ракового корпуса» Солженицына), изобретение зарегистрировано быть не может, а сам изобретатель должен быть выслан из Москвы в Ставрополь. Вслед за Баранниковым едет и его невеста Людмила (Дарья Екамасова).
Спустя десять лет он работает водителем, она — на вредном производстве, но вся семья страдает от лютого безденежья.
Баранников так и не изжил страсть к изобретательству и постоянно спускает все заработанное на радиодетали и запчасти. В Ставрополе его рацпредложения, правда, никому не нужны, зато поездка к старому другу в Горький оказывается очень полезной. И не только потому, что Баранников может снова стать инженером — об этом речь пока не идет, — но и потому, что он становится обладателем ключа от подвала с оборудованием для производства фальшивых денег. После попытки доведенной до отчаяния жены покончить с собой Баранников решает запустить станок. Правда, первый блин выходит комом, но никто не мешает ему попробовать еще раз.
Стартующий на канале «Россия» (ВГТРК) сериал «Деньги» снят по мотивам биографии самого знаменитого фальшивомонетчика СССР Виктора Баранова.
По замыслу «Деньги» очень напоминают проект Первого, начавшийся многосерийным «Мосгазом» в 2012 году, а затем продолженный еще двумя криминальными историями советского времени («Палач» и «Паук»). Суть подобного рода проектов — в художественной обработке реальных уголовных дел.
Прототип главного героя «Денег», конечно, был талантливым изобретателем. Баранов умудрился в одиночку повторить технологию Гознака, внедрив попутно пару новшеств. Судя по его поведению на следствии, работал он из любви к искусству, а милиция вышла на его след, когда он пытался реализовать напечатанные купюры.
Со следствием Баранов, кстати, активно сотрудничал, даже дал рекомендации для дополнительной защиты советских банкнот, и вместо расстрела получил 12 лет лагерей. Сейчас ему 75 лет, он ведет добропорядочную жизнь и в меру сил занимается бизнесом.
Героя «Денег» зачем-то сразу противопоставили дуболомам из КГБ, которым даже недосуг разобраться в происходящем, лишь дай сломать судьбу талантливому человеку.
Судьба, следует признать, была сломана качественно, и фактически, если бы не случайность во время поездки в Горький, киношный Баранников так бы и жил дальше, одержимый своим не приносящим доход, но дорогостоящим хобби и с женой, которую его упертость уже довела до ручки. Отсюда следует и разница в мотивации Баранова и Баранникова — один просто был чрезмерно любознательным, а второй пытается обеспечить семью, что некоторым образом роднит его, например, с героем американского сериала «Во все тяжкие».
С показанным в «Деньгах» образом главного преступника, наверное, можно даже смириться.
Он, жертва системы, идет на нарушение Уголовного кодекса ради благой, на его взгляд, цели. Правда, сочувствовать ему трудно: уже в первой серии Баранников подставляет ни в чем не повинную женщину и, кажется, не испытывает при этом ни малейших угрызений совести.
Не лучше в сериале выглядят и те, кто разоблачал фальшивомонетчика. В «Деньгах» все следствие отдано капитану милиции Филатовой (Ольга Дыховичная) и представителю КГБ Якушеву (Александр Асташенок). У них сложные и тайные взаимоотношения, благодаря чему обширная спецоперация, которая в реальной жизни и привела к поимке преступника, скорее всего, сведется к личной победе женщины-милиционера.
Впрочем, художественный фильм не претендует на точность передачи исторических фактов, этим обычно занимаются авторы различных документальных фильмов вроде цикла Леонида Каневского «Следствие вели», где в далеком 2007 году уже был выпуск, посвященный истории Баранова.