У молодого пилота Андрея Гущина (Данила Козловский) есть несколько качеств, почти не совместимых с карьерой: он наглый, честолюбивый и очень одаренный. Благодаря этим свойствам Гущин последовательно вылетает из военной и грузовой авиации. Последним шансом для реализации становятся пассажирские авиаперевозки в небольшой компании, куда Андрей устраивается по протекции папы-авиаконструктора (Сергей Шакуров). Тут дела, впрочем, тоже не идут слишком уж гладко. Стажер за краткий срок умудряется влюбиться и поссориться с коллегой (Агне Грудите) и основательно насолить инвестору. Однако пилот Леонид Зинченко (Владимир Машков), которому поручено натаскивать юнца, быстро понимает, что «у нас руки, а у него крылья». Вскоре появляется и возможность проявить скрытые до поры таланты: на маленьком острове в Тихом океане извержение вулкана и спасти застрявших там пассажиров некому, кроме команды Зинченко – Гущина.
Эпидемия разнообразных ремейков и прочих «ответов» голливудским блокбастерам несколько утомила российского зрителя, но «Экипаж» в этом ряду — случай особый.
Картина Александра Митты 1979 года — первый советский фильм-катастрофа, эпос о героических летчиках, снятый вопреки всем обстоятельствам, кино по пафосу совершенно современное. Так что когда было объявлено, что студия «ТриТэ» Никиты Михалкова обратилась к режиссеру Николаю Лебедеву («Легенда №17») для производства ремейка, это выглядело шагом не то чтобы верным, но совершенно понятным и логичным. За время пути к зрителю проект несколько трансформировался, и то, что получилось, уже никак не назовешь копией. Новый «Экипаж» опирается на какие-то отдельные мотивы и общую структуру фильма Митты, но на деле рассказывает другую историю, а главное — делает это по-другому.
Тридцать с лишним лет назад режиссер выстраивал вокруг личной жизни своих героев вполне самостоятельную драму, которая оттого лишь острее разрешалась в более эффектной части. На сей раз личные обстоятельства, их узлы и пересечения — лишь пролог, экспозиция, необходимая для знакомства (но не слишком близкого) с героями.
В этом смысле новый «Экипаж» — это скорее не «Титаник», в котором катастрофа была частью мелодрамы, а «Армагеддон».
Сравнение с голливудскими образцами здесь неслучайно и вполне оправданно. Поклонник Стивена Спилберга и ученик Митты, Лебедев — один из немногих российских режиссеров, кому удается трансформировать законы голливудского зрелища под отечественные кинотрадиции. Как и в случае с «Легендой №17», в «Экипаже» может не хватать драматизма позднесоветского образца. Сергей Шакуров, в свою очередь, с десятком реплик заставляет основательно попотеть молодых партнеров — в совместных сценах разница школ очевидна.
Но с другой стороны, стоит на экране возникнуть потокам лавы, обо всех драматургических проблемах моментально забываешь: конфликт трех героев со всеми четырьмя стихиями выстроен безупречно и захватывающе.
Можно быть уверенными, что после многочисленных сеансов юные зрители (преодолевшие возрастной рейтинг 6+) не скоро забудут переправку пассажиров по воздуху, взрывы и другие экстремальные эпизоды картины. В этом смысле «Экипаж» и правда похож на настоящий авиаперелет: сначала толкотня в аэропорту и неприятные соседи по салону, потом закладывает уши, полет, болтанка, мягкая посадка, аплодисменты. Какая часть путешествия важнее — каждый решит для себя сам.