Причиной ажиотажа, судя по всему, стал тот факт, что именно голос Алисы Бурмистровой звучит в песне про «лабутены» и хорошие штаны, благодаря которой «Ленинград» вновь оказался у всех на ушах. Давным-давно не появлялось музыкальной композиции, которая могла бы наглядно проиллюстрировать оборот «из каждого утюга», и вот она, Сергею Шнурову после долгих попыток снова удалось создать песню, под которую в едином порыве по пятницам пляшут окраинные шалманы, богемные кафе и дорогие рестораны.
Анализ этой песни уже неоднократно проводился, да он сейчас и не требуется. Важно то, что именно
исполнение «Экспоната», по всей видимости, сыграло фатальную роль в карьере Алисы.
Она впервые оказалась в эфире федерального канала, исполнив композицию на шоу «Вечерний Ургант», и вообще на несколько месяцев стала вторым после Шнурова лицом «Ленинграда», чего не случалось со стародавних и недолгих времен, когда вокалистом коллектива был Игорь Вдовин, а Шнуров исполнял обязанности гитариста. Что случилось перед московским концертом группировки, мы, вероятно, узнаем в самое ближайшее время. Возможно, Шнуров решил, что наемная певица, исполняющая обязанности его лирической героини, слишком много на себя берет и чрезмерно много себе позволяет. Может быть, сама Алиса, которая еще несколько лет назад небезосновательно была уверена в крахе любых художественных амбиций, увидела в своем шальном взлете шанс на полномасштабную реализацию в искусстве. Все это пока домыслы, а вопрос один: что это значит для «Ленинграда» и для всех нас?
Правильный ответ находится во временах, когда Шнуров превратил свой ансамбль из «группы» в «группировку». Мотивируя это решение, он объяснял, что группа — это некоторое постоянное сообщество единомышленников, а группировка — объединение более вариативное, но оно продолжает существовать, пока жив атаман. У этого определения тоже есть своя история. В начале нулевых «Ленинград» находился на грани распада: предыдущий, сильно пьющий состав перестал устраивать художественного руководителя, и он, сыграв показательный последний концерт со старыми музыкантами, укомплектовал «Ленинград» более дисциплинированными артистами. Итогом стал один из самых успешных альбомов группировки «Для миллионов» и очередной скачок популярности. Что же касается вокалисток, то случай Алисы Вокс тоже не является прецедентом.
Еще в 2001 году в составе коллектива значилась Светлана Шестерикова (Колiбаба), а позднее обязанности бэк-вокалисток исполняли Наталья Павлова, Галя «Девятый вал» и Юлия Коган (Ноги). Последней повезло больше всего. Именно во время ее пребывания в группе Шнуров стал сочинять много песен для женского вокала, выведя певицу на авансцену. Это, впрочем, сыграло с ней злую шутку — уйдя из группы по беременности, Коган попыталась начать сольную карьеру, которая пока успехом не увенчалась. То же, кстати, касается и Светланы Колiбабы, пытавшейся выехать на полученной в «Ленинграде» узнаваемости. Если рассуждать логически, то примерно та же незавидная судьба ожидает теперь и Алису Вокс.
Шнуров, безотносительно наличия или отсутствия таланта, едва ли не лучше всех на российской сцене чувствует конъюнктуру
и знает безотказные болевые приемы, заставляющие общество консолидироваться в едином пьяном порыве. Второго такого хитмейкера у нас, кажется, нет, а Алисе он совершенно необходим. Что же касается «Ленинграда», то на концерте в Stadium Live Шнуров представил сразу двух вокалисток с экзотическими именами Василиса и Флорида.
Где и как Шнуров их нашел, пока неизвестно, но в недавнем интервью он рассказывал, что для поиска вокалисток он обычно обращается к своей подруге Елене Ваенге, которая с радостью предоставляет своих бэк-вокалисток для кастинга. Чисто внешне эти рослые барышни идеально соответствуют разнузданности «Ленинграда». Ну а что касается «Экспоната», то от сдвоенного вокала песня, как несложно догадаться, зазвучала только громче.